Незадолго до еврейского Нового года почти вся студенческая группа «Мигдаля» приняла участие в двухдневной поездке по еврейским местечкам к могилам праведников.
К нашим услугам был комфортабельный автобус, снабженный всем необходимым для легкого и удобного путешествия, а руководил группой реб Велвел Верховский, также выступавший в качестве гида и замечательного собеседника.
Началась поездка рассказом реб Велвела о цадике1 рабби Исраеле Баал-Шем-Тове — «Хозяине Доброго Имени»2, душа которого спустилась на Землю, чтобы преобразить мир. С именем Баал-Шем-Това связано возрождение еврейства а также возникновение и распространение хасидизма во всем нашем регионе. Основную идею учения реб Велвел выразил в двух словах: если хочешь хорошо относиться к Б-гу, то хорошо относись к евреям... А далее последовала история Алтер Ребе, к могиле которого нам предстояло направить свои стопы и колеса в первую очередь.
Один из последователей Баал-Шем-Това, рэб Шнеур-Залман, прозванный Алтер Ребе еще в молодости, за обширные познания и мудрость3, создал учение Хабад о том, что еврею должно воспринимать этот мир сначала разумом, и лишь потом допускать к сердцу. Центром Хабада стал город Любавич, а его последователи-хасиды стали называться любавическими.
Итак, мы отправились к могиле Ребе в Гадяче. Пока мужчины (по желанию) совершали микву в ледяной речной воде, женщины нашли дорогу к старому еврейскому кладбищу, окруженному лесом, где и был выстроен оhель4. Под его крышей реб Велвел читал Теhилим (Псалмы), зажигались свечи, писались записки с просьбами к цадику... Также мы услышали отрывок из книги «Тания», написанной Алтер Ребе.
Незабываемым оказалось посещение Центральной синагоги в Киеве, здание которой было разрушено и лишь недавно отреставрировано — на славу, надо признаться... Трехэтажное строение, в котором хранится 18 свитков Торы, поражает своей нарядной роскошью и одновременно строго-торжественной атмосферой дома молитвы.
А потом было местечко Бердичев, где мы укрылись от проливного дождя в маленькой синагоге, даже в этот ненастный день заполненной евреями.
В Бердичеве мы также побывали у могилы рабби Леви-Ицхока, страстного защитника евреев, который, по словам реб Велвела, даже осмеливался спорить с Б-гом, чтобы отстоять свой излюбленный народ. Дорога к оhелю пролегала через старое-старое кладбище, на котором мирно соседствовали совсем древние и почти современные каменные надгробия.
На этом первый трудовой день закончился, и вся группа разместилась в больших удобных номерах бердичевской гостиницы «Дружба», чтобы после краткого отдыха продолжить путь.
Прах Баал-Шем-Това, покоящийся в Меджибоже, находился в ещ? не до конца отстроенном шатре, а в двух шагах расположилась синагога. Мне особенно понравилось, как красиво ещ? теплые лучи осеннего солнца падали на скромные серые плиты с высеченными древнееврейскими надписями, как бы подтверждая, что и после смерти Б-г любит и согревает свой народ.
Вдоволь же наглядеться на традиционную еврейскую архитектуру нам удалось в Шаргороде, однако вид бывшей синагоги (ныне соко-морсового завода), от которой сохранились лишь величественный внешний вид, да четыре внешних столба под куполом внутри, заставил призадуматься многих. Несмотря на радушное угощение наливкой всех сортов, изготовляемой здесь, все же остается гнетущее впечатление от оскверненной святыни. А также старые еврейские дома... Мы проникли в один из таких брошенных и безжалостно разрушаемых временем домиков, ещ? наполненный духом прежних хозяев. И в каждом домике можно увидеть ходы, ведущие под землю, куда евреям приходилось прятаться при очередном погроме.
Зато на лирический лад всех настроили неповторимая интимная красота и уют Софиевского парка в Умани. Ещ? не зная истории его создания (парк был построен графом Станиславом Потоцким для его возлюбленной гречанки Софии), я ощущала продуманность и неслучайность расположения каменных глыб, водопадов и деревьев: парк создавался для двоих. И так как на всю его обширность приходилась лишь наша группа, мы в полной мере насладились его первозданной тишиной и покоем. Это место, обладающее удивительным живительным свойством, заставило сердце биться быстрее, и каждый почувствовал себя если не философом, то уж точно поэтом. Между прочим, похороненный в той же Умани рабби Нахман из Брацлава советовал своим хасидам посещать Софиевский парк. Именно потому, что там легче прочувствовать красоту мира.
К последнему святому месту — могиле рабби Нахмана, основавшего брацлавский хасидизм, мы подошли уже затемно. Она находилась рядом с огромной строящейся синагогой, самой большой в мире. Когда она будет закончена, в ней смогут одновременно молиться 10 000 человек.
Отсюда наш автобус отправился в родную Одессу, доставив многих почти к подъезду. И каждый паломник ун?с с собой что-то новое, религиозное, тесней соприкоснувшись с судьбой и деятельностью простых и праведных людей, почувствовал, помимо холода и усталости, глубокое удовлетворение от прочтения новой страницы нашей истории.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.