БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №5 > Первая заповедь, или резать надо!
В номере №5

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

Первая заповедь, или резать надо!

Помните старый анекдот, в котором внучка спрашивает бабушку: «Бабушка, бабушка, а зачем евреи делают обрезание?» Бабушка задумалась, а затем сказала: «Ну, во-первых, это красиво...» Причина, безусловно, уважительная, хотя и не единственная, поэтому все-таки давайте попробуем разобраться: зачем же евреи делают обрезание.

Среди многочисленных примет еврейства «глазами других народов» обрезание, равно как и отказ от свинины, наиболее известны. Известность эта выражается в анекдотах, и это вполне понятно... Мужчинам, которые весьма трепетно относятся к этой части тела и у которых сама мысль, что кто-то может обидеть их «маленького друга» вызывает испуг, приходится прикрывать свой страх насмешкой. По количеству анекдотов обрезание уверенно обгоняет тещ и неверных жен, лишь незначительно уступая комдиву Чапаеву и поручику Ржевскому.

Не будем рассуждать — хорошо это или плохо. С одной стороны, если человечество, смеясь расстается со своим прошлым, то почему евреи не могут смеясь расстаться со своей крайней плотью? С другой стороны обрезание — вещь достаточно важная, чтобы о ней можно было говорить серьезно.

Начнем с того, что заповедь обрезания была первой заповедью, полученной Авраамом от Вс-вышнего. Кроме того, это первая заповедь, которую выполняет еврей в своей жизни, и вторая по счету из 613 заповедей еврейской жизни.

Само слово «обрезание» евреями не используется. Ну, во всяком случае, применительно к это заповеди. Действие это называется брит-мила («брит» (ивр.) — союз), и человек, совершивший брит-милу, вступает в «союз праотца нашего Авраама».

И все-таки — зачем? Ответ на этот вопрос существует на двух уровнях, на уровне материальном и уровне духовном. На уровне материальном вариантов ответов также несколько: от упоминавшегося «это красиво» до «а вы откройте любой справочник по урологии и почитайте». Что же касается уровня духовного, то здесь следует заметить: та, по выражению Бабеля «пара пустяков» которую удаляют при обрезании, на иврите называется орла. Традиционно, хотя и не очень удачно, на русский язык это слово переводят как «крайняя плоть». Но на самом дела орла означает оболочку, которая закрывает, препятствует, мешает... Крайней плоти, которая покрывает орган, ответственный за продолжение жизни, соответствует такая же оболочка в духовном плане, которая не позволяет Б-жественной душе действовать в соответствии с волей Вс-вышнего. Эта духовная оболочка называется орлат hалев («необрезаннность (закрытость) сердца»), и, обрезая свою материальную крайнюю плоть, человек устраняет тем самым «необрезанность сердца».

Помимо всего прочего, крайняя плоть орла является символом позора и бесчестия. В еврейской среде, желая кого-либо оскорбить, говорили: «ты — необрезанный» или «ты — сын необрезанного».

Но, если эта «пара пустяков» нам совершенно не нужна, почему же люди не рождаются обрезанными, а вынуждены делать это? Именно поэтому и не рождаются обрезанными. Благодаря брис-мила тело приобретает завершенную форму. Обрезание можно уподобить последнему штриху в формировании тела, и этот штрих должен быть сделан самим человеком. Б-г, «строитель человека», доверил ему самому довести строительство до конца.

Заповедь обрезания состоит из трех частей: мила, приа и мецица. Эти операции совершает специалист по проведению брит-милымоэль (в первые годы Советской власти их называли «малыми операторами»), который должен быть Б-гобоязненным человеком и иметь официальное разрешение на занятие этим ремеслом. Моэлем может быть только еврей (в крайнем случае, обрезание может сделать и женщина, естественно, еврейка).

Все время проведения обрезания принято стоять, в знак уважения к заповеди. Некоторым из приглашенных на обрезание оказывают особенную честь. Первая из таких почетных должностей — шошвиним (а на идиш — кватерс). Обычно кватерами назначают бездетную супружескую пару (чтобы они удостоились своих детей) или жениха и невесту, чья свадьба назначена на недалекое будушее.

Женщина принимает ребенка из рук матери и вносит в помещение, где должна состоятся церемония. Там она передает его кватеру, а тот — человеку, которому оказана честь положить ребенка на «кресло пророка Элияhу». Согласно еврейской традиции, пророк Элияhу присутствует на всех обрезаниях (а также на всех пасхальных седерах) и специально для него принято ставить особенное кресло.

Наибольшая честь выпадет на долю сандака (греч. «патрон, покровитель») — человека, который держит на руках младенца во время обрезания. Если же обрезание делается взрослому человеку, то сандак подкладывает руки под его голову.

Оказываются почести и другим людям: тому, кто снимает ребенка с «кресла пророка Элияhу», тому, кто называет его имя (даже взрослый человек не называет свое имя сам, а просто сообщает, как бы он хотел называться), тому, кто высказывает ему всевозможные добрые пожелания, тому, кто держит в это время ребенка на руках.

Самая почетная из этих должностей — сандак, поэтому чаще всего им становится дедушка новорожденного, чтобы отец мальчика мог выполнить заповедь почитания родителей.

Время обрезания — восьмой день жизни. Именно на восьмой день после рождения сына ему делают брит-милу. Если обрезание было сделано раньше восьмого дня, то это считается медицинской операцией, а не введением в союз Авраама. Для исправления ошибки, на восьмой день, легким уколом у младенца выдавливают капельку крови на месте милы.

Обрезание, которое делается на восьмой день, отодвигает даже святость субботы и Йом-Кипура. Правда, это касается только самой процедуры, все необходимое должно быть в таких случаях приготовлено заранее. Все вышесказанное относится к младенцам, чье время и день рождения точно известны. Если же ребенок родился между субботой и пятницей (т.е. точно неизвестно когда, и суббота может быть его восьмым или девятым днем), то обрезание делают в воскресенье (то есть девятый или десятый день). Обрезание, проводимое не на восьмой день, подчиняется всем законам субботы и праздников.

Обрезание откладывается в том случае, если ребенок болен или у него желтуха не в самой легкой форме. По таким вопросам нужно консультироваться с моэлем или врачом. В случае болезни общего характера брит-милу откладывают на семь дней (день выздоровления приравнивается ко дню рождения). Если же болен какой-то отдельный орган — обрезание выполняется сразу же после выздоровления (но в соответствии с законами субботы).

Итак, когда делать обрезание мы уже знаем. А вот как его делать? Неужели действительно циркулярной пилой? Или все-таки электрической? А главное, сколько сантиметров будем отрезать?

Если вас действительно волнуют только эти вопросы, можете себя поздравить: вы получили основательное дворовое образование. Но в таком случае, к сожаленью, вы не получили никакого образования еврейского.

Сделать обрезание — значит отрезать лепесток кожицы, который покрывает головку полового члена. Это первая часть — мила. Кроме этого существует приа, которая заключается в том, что разрывают внутренний лепесток (тонкую оболочку) и отгибают ее к месту разреза, чтобы головка была полностью открыта.

Если сделана мила и не сделана приа — считается, что обрезание не сделано вовсе.

После завершения обрезания нужно обескровить рану — это третья часть процедуры, которая называется мецица. Крайнюю плоть следует захоронить на еврейском кладбище (разумеется, без салюта и воинских почестей).

Еврею, родившемуся обрезанным (бывают и такие!), а также нееврею, которому делали обрезание до принятия иудаизма, выпускают немного крови. Это называется hатафат дам брит. Благословений при этом не произносят.

Вступая в союз праотца нашего Авраама, следует помнить, что этот союз расторгнуть невозможно. Хотя во времена греко-сирийского владычества некоторые аристократы, чтобы походить на гордых эллинов пришивали себе обратно это самое... Чем это закончилось для них, мы поговорим в праздник Ханука.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №5 > Первая заповедь, или резать надо!
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 03:22:52
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl