Христиане утверждают, что необходимость в новом вероисповедании вызвана тем, что исполнить Тору как подобает практически невозможно. И действительно, подавляющее большинство евреев, так или иначе, нарушают различные положения закона. Изобилие повелений и запретов Торы способны сделать жизнь невыносимой. Не подтверждает ли стремительно уменьшающееся количество религиозных евреев правоту христиан в этом вопросе?
По существу вопроса можно сказать следующее. Тем фактом, что христианство предъявляет к мирянам минимум требований, христианская идея «спасения через веру в Иисуса», по сути, легитимирует самые чудовищные преступления, гарантирует спасение своим адептам, и, кстати, отказывает в нем их нехристианским жертвам! — легко объяснить его популярность, даже не прибегая к историческому анализу. Именно в силу тех же причин ислам в современном мире еще более популярен. Однако далеко не все из того, что приветствуется большинством, — истинно. Как говорит об этом сама Тора: «Не следуй за большинством во зло...» («Шмот», 23:2).
Однако следует помнить, что Тору и заповеди Творец дал именно евреям, и лишь опосредованно, через наше служение, — другим народам. С евреев же за неисполнение Торы взыскивать может лишь Тот, Кто ее заповедал. А люди — не ангелы, как сказано: «Тора не дана ангелам служения» («Брахот», 25б); у каждого человека есть свои склонности, пристрастия и слабости, которые мешают ему реализовать свою жизненную миссию. В этом отношении еврей немногим отличается от представителя другого народа; он тоже «нормальный» человек, со своим йецер hа-ра — злым побуждением души — и поэтому «ничто человеческое ему не чуждо». Но кто сказал, что если идеал достижим не для всех, то к нему не стоит стремиться? Наша позиция такова: Тора накладывает определенные ограничения и рамки, и если человек их преступает — это рассматривается как нарушение, а не как норма, которой следует придерживаться. В самом деле, если кто-то нарушит уголовный или налоговый кодекс в тех или иных его пунктах (а смею вас уверить, что большинству из нас так или иначе приходилось вступать в конфликт с действующим законодательством), никто ведь не будет отменять весь кодекс только на этом основании!
Посмотрите на многочисленные религиозные поселения в современном Израиле. Вы не найдете там ни воровства, ни насилия, ни мелкого хулиганства. Каждое из ряда вон выходящее событие такого рода воспринимается как сенсация, немедленно становясь предметом оживленного обсуждения в средствах массовой информации. Ни в одном из многих десятков таких поселений, насколько мне известно, нет даже полицейских участков.
Позволю себе провести следующую смелую параллель: в своем стремлении достичь состояния праведности, покорить в себе злое начало оступившийся еврей (несмотря на всю вольность такого сравнения) напоминает толстовского отца Сергия. Хотя надо оговориться, что идеалы, которые ставит перед собой христианство вообще и его духовенство в частности, не имеют ничего общего с еврейскими представлениями о святости. Образ жизни монаха с нашей точки зрения противоестественен, поэтому ни один из евреев в принципе не мог написать такой замечательный рассказ. Вектор служения у нас направлен совсем в иную сторону. То, что для монаха грех, для еврея — святая обязанность. Тот не способен производить и воспитывать потомство, что с нашей точки зрения является преступным проявлением духовного эгоизма. Не вызывают у нас особого восхищения и издревле культивирующиеся в христианстве образы блаженных и юродивых. Некоторые из «положительных» героев Достоевского почти до идиотизма «святы», да от них большего и не требуют; за ними не наблюдается ни замечательных человеческих качеств, ни особого ума. У евреев, напротив, всегда особым почетом пользовались те, кто занимался интеллектуальным постижением Торы и благотворительностью. Однако, прибегая к подобному сравнению, я хочу лишь показать, что человек от совершенного им греха не становится закоренелым преступником. Он может раскаяться и начать новую, праведную жизнь. Всевышний знал, кому Он дает свою Тору, и у Него не бывает ошибок. К слову, численность религиозного еврейства неуклонно возрастает — как за счет естественного прироста населения, так и за счет притока тех, кто вернулся к вере отцов. Никакие другие социальные группы в нашем народе не могут похвастаться таким быстрым ростом.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.