Тема сдвоенного выпуска журнала «Migdal-Times» — «Жизнь замечательных евреев».
В этом номере вам предстоит познакомиться с одним из величайших раввинских авторитетов, двумя историками, фотографом, двумя поэтами, архитектором и драматургом.
Удивительно, что статьи об обоих историках — Иосифе Флавии и А.Г. Готалове-Готлибе — прижились под рубрикой «РенегаД».
Роман Вишняк и Овсей Дриз — фотограф и поэт, разными художественными средствами запечатлевшие и оставившие нам ушедший мир местечка.
Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор-сказочник.
Валентин Парнах – забытое имя человека, с которого начинался советский джаз, эксцентрический танец и многие другие художественные явления начала 20-го века.
Георгий Полонский – его фильм «Доживем до понедельника» стал знаковым в самое удушливое время брежневского правления.
Одесская математическая школа равнозвучна понятию «российская математическая школа» — уже хотя бы потому, что одесские математики стали авторами учебников и преподавателями московских вузов.
Состоявшаяся в Одесском Художественном музее выставка И. Островского — вернула нашему городу еще одно замечательное имя.
Рассказы Марата Баскина и Юрия Штерна, представленные в этом номере, объединяет неожиданное пересечение детских воспоминаний героев с реальным воплощением в искусстве и в технике.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Впервые мне попалась эта фамилия в 1980 г. в «тамиздатовском» томе прозы О. Мандельштама, в романе «Египетская марка». Парнок – странная фамилия, ни на что не похожая. Какова ее этимология? Может, ее придумал Мандельштам, произведя от слова «парнокопытное»?
Юрий Штерн – кандидат медицинских наук, психолог, психотерапевт. При этом еще и творчески одаренный человек: он автор эссе, критических и философских заметок, повестей, рассказов, стихов, отличающихся своеобразной стилистикой, а также профессиональный фотохудожник.
Бывает, что люди, достигшие вполне взрослого возраста, на духовном уровне остаются маленькими детьми. Годы не измеряются отметкой в паспорте. Достигший преклонных лет человек, с точки зрения его истинного, духовного возраста – может быть, вовсе застрял на месте, как «ребенок, забавляющийся под столом».
К счастью, мы можем видеть и прямо противоположные примеры: художнику, который стремится постичь смыслы бытия, даются свыше силы на то, чего он не мог бы создать сам.
В этом номере вам предстоит познакомиться с одним из величайших раввинских авторитетов, двумя историками, фотографом, двумя поэтами, архитектором и драматургом.
Как известно, еврейская история изобилует мудрецами и учеными всех направлений, внесшими огромный вклад в нашу цивилизацию. Каждое имя незабываемо. Но величайшим из мудрецов Израиля во всех поколениях называют рабби Акиву бен Йосефа, жившего в 1-2 веках нашей эры.
Все мы в каких-то областях жизни неумны. Существуют на редкость парадоксальные примеры сочетания ума и глупости.
В книге «Конкретная логика. Основание информатики» (авторы — Кнут, Грэхем и Паташник) приводится так называемая «задача Флавия». Вот ее условие: N человек выстраиваются в круг и начинают счет по часовой стрелке, причем каждый Q-й выбывает из круга. Нужно определить место, встав на которое, участник окажется последним из «выживших».
Иногда и не ведаешь, как величать-то довольно известного человека. Родился под одним именем, умер под другим. Носил и третье... Так было удобней. Так было выгодней. Так было безопасней. Был бы человек, скажем так, никакой, – и внимания бы это не стоило. Но человек, о котором пишу, был интереснейший. Яркий, талантливый. Хороший? Вот это – вряд ли!
19 мая 2008 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Овсея Дриза (1908-1971), еврейского детского (и не только!) поэта. Впрочем, по некоторым источникам, родился Дриз в другой день – 29 мая. Не доверяю, тем паче, что эти источники называют Дриза «деятелем московского андерграунда».
В руках у меня фотоальбом, сделанный Романом Вишняком в 1935-1939 гг. Он прошел с фотоаппаратом Варшаву, Лодзь, Братиславу, Мукачево, Вильну, Люблин, Слоним, города и местечки западной Украины, Галицию, – в те годы это были Польша, Венгрия, Румыния. Снимал живших там евреев, перед самой их гибелью.
Когда видишь впервые его удивительные дома, первое, что приходит в голову, – самые лучшие сказки. Например, Евгения Шварца. Вот в том доме могли бы жить Принцесса и Медведь из «Обыкновенного чуда», Ученый и его верная Анунциата из «Тени»,— поселились бы там после свадьбы… или просто остановились передохнуть — беспокойные души – от своих приключений. Да и гриновские Ассоль и Грэй наверняка могли бы жить где-то поблизости, не вечно же им качаться на волнах. А что – такой себе безумный приют или, говоря современным языком, жилой комплекс для сказочных странников.
Советские «школьные фильмы» любят многие. (Надеюсь, кинокритики не обидятся на такое ненаучное определение жанра.) Люди разных поколений до сих пор обсуждают, анализируют, разыскивают, переписывают «Вам и не снилось», «Ключ без права передачи», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Завтрак на траве», «Когда я стану великаном», «Доживем до понедельника» (особенно часто такого рода фильмы снимала киностудия им. Горького, за что ей особое спасибо) и многие другие.
Это дань не только ностальгии, но и мастерству поистине блестящих режиссеров, актеров, драматургов, композиторов. Сегодня, пересматривая эти ленты, испытываешь удовольствие, грусть, благодарность… Тогда же — в 60-е, 70-е, – наиболее талантливые кинопроизведения становились открытием, радостью, дыханием запретной свободы.
Славный город Одесса! Славен он не только одесским жаргоном, но и замечательными поэтами и писателями, чьи имена стали хрестоматийными в русской литературе. Безусловно, прославили Одессу Бялик, Бен-Ами, Менделе Мойхер-Сфорим, Ахад ѓа-Ам, Жаботинский, имена которых носят улицы во многих израильских городах. Но, кроме Одессы литературной, существовала и Одесса математическая.
Какой сумасшедший не любит поговорить? Блюма-Фейга не была исключением, но, в отличие от других, свои истории не выкладывала на каждом перекрестке, а под большим секретом рассказывала мне и моей бабушке, жалевшей ее и всякий раз угощавшей обедом.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.