БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Еврейская Вена > Путь к эмансипации
Оглавление

Путь к эмансипации

Смелое обещание горожан выплачивать императору утраченные охранительные деньги евреев остались теорией, ведь они были не в состоянии платить даже свои собственные налоги. Таким образом, император Леопольд I был вынужден вскоре после этого изгнания, в связи с экономическими трудностями, к которым привела потеря доходов от налогов с евреев, снова привлечь отдельных еврейских купцов и банкиров с особыми привилегиями в Вену. Этих дворовых поставщиков и финансистов называли «дворовыми факториями». Они были зависимыми от властителя и должны были компенсировать свой особый статус невероятными финансовыми выплатами. Если они были не в состоянии выполнять эти обязательства, то они теряли также и свои привилегии на пребывание в городе.

Важнейшим дворовым факторием был Самуэль Оппенгеймер, купец и финансист, происходивший из Пфальца (Германия). Он организовал снабжение войска для армии Габсбургов в войне против турок, и он принимал существенное участие в спасении Вены в 1683 году, обеспечивая союзников боеприпасами и провиантом. «Старший военный факторий» Оппенгеймер должен был, однако, сначала выкупить свое право на проживание в Вене, но и это не принесло ему правовой защиты, поскольку он, как и раньше, подчинялся судопроизводству императора. Около 1700 года двор начал против него процесс, вследствие чего он был вынужден управлять своими делами из тюрьмы. Дом Самуэля Оппенгеймера находился на площади Петерсплатц и сохранился и по сей день (Вена-1, Бауернмаркт, 1). В связи с близким расположением к бургу, в районе нынешнего Бауернмаркта, переулка Габсбургер-гассэ и улицы Бройнер-штрассе находился ряд больших домов, в которых жили семьи дворовых факториев, причем численность семей составляла до 50 человек.

Летом 1700 года, в связи с продолжительной враждой со стороны католической церкви к Оппенгеймеру, дело дошло до беспорядков перед его домом на площади Петерсплатц, во время которых были побиты окна, дом был ограблен, а деловая документация была уничтожена. Исходной точкой был тот факт, что венцам приходилось раздраженно наблюдать, как «еврей обеспечивает придворных деликатесами и предметами роскоши в то время, когда они сам звереют от бедности». Во время волнения было убито и ранено двенадцать человек. С двумя предводителями грабителей быстро расправились — они были повешаны на решетке над входом в ограбленный дом. Чтобы избежать дальнейших злоупотреблений, император пообещал Оппенгеймеру, который занимался также организацией габсбургскогого флота на Дунае, личную защиту.

После Оппенгеймера, который умер в 1703 году, пришел его сотрудник Самсон Вертгеймер (1658-1724 гг.), который, хотя и продолжал вести финансовые дела с таким же размахом, но поставил их на широкую основу банковских связей. Ему удалось добиться личного доверия со стороны императора Леопольда I, который вручил ему, в знак своего расположения, золотую цепь милости.

Но Самсон Вертгеймер был не только выдающимся и осторожным человеком, он стал известен также и своей еврейской ученостью. Будучи «привилегированным раввином всего еврейства в императорских королевствах и землях» и земельным раввином Венгрии, он относился к выдающимся еврейским личностям Европы. В его доме в Эйзенштадте, где он исполнял свои обязанности раввина, сейчас расположен Австрийский еврейский музей, и его домашнюю синагогу можно увидеть как часть экспозиции музея.

Сыны и дочери Оппенгеймеров и Вертгеймеров, благодаря бракам, привлекли в Вену другие знатные семьи, в том числе такие известные семейства, как Гомперц, Шлезингер, Шпитц и Экелес. Многие из них, взяв на себя задачи по обеспечению государственного бюджета, чрезвычайно содействовали увеличению государственных прибылей и брали на себя наибольшие финансовые риски вместо императора. Наряду с этим, они оказывали содействие расцвету тогдашнего образования и культуры. Они даже переходили в дворянство, однако им отвечали отказом в интеграции в общество. Вследствие этого, они, как и раньше, вынуждены были ориентироваться на непосредственную защиту со стороны императорской власти. Габсбурги пользовались экономическим потенциалом, которым распоряжались семьи еврейского высшего финансового мира через распространенные торговые связи, но они снова и снова выдавали жестокие акты об изгнании евреев, например, во время австрийской войны за наследство, когда евреи были вынуждены покинуть Прагу. Наряду со своей основной задачей по финансированию войны в пользу властителей, еврейские придворные фактории делали огромный взнос в развитие барочной Вены, придворной библиотеки (ныне Национальной) и перестройки Шенбрунна Николаусом Пакасси, при котором замок приобрел сегодняшний вид. Едва ли можно было бы найти на это деньги. Израсходованные на это средства было значительными: на строительство придворной библиотеки был взят заем у братьев Маркуса и Майра Хиршеля в четверть миллиона гульденов, на перестройку замка Шенбрунн — у Диего д'Агвилара 300.000 гульденов.

Д'Агвилар был, наверное, ярчайшей фигурой среди венских придворных евреев. Он происходил из семьи маранов (принудительно крещенных испанских евреев). Находясь в Амстердаме, вместе с своей семьей возвратился к еврейству. В 1722 году прибыл в Вену. Как организатор табачной монополии он заложил фундамент в по сей день существующую Австрийскую табачную монополию, которая делает взносы в государственный бюджет. За свои заслуги этот еврей-сефард, который происходил с Иберийского полуострова и разговаривал на испанском языке, получил титул барона.

Диего д'Агвилар был не единственным евреем-сефардом в Вене. Один пункт в Пассаровицком мирном договоре от 1718 года, которым закончились войны между Турцией и Габсбургской Австрией, соглашении между султаном Ахмедом III и императором Карлом VI, предусматривал подданым одного властителя свободное пребывание в землях другого. Таким образом, произошло так, что турецко-сефардская община получила надежный правовой статус в то время, как австрийские евреи могли только мечтать о своей собственной, юридически признанной общине. Лишь после учреждения Еврейской религиозной общины в 1852 году сефардская община утратила свое значение и превратилась в автономную составную часть религиозной общины. Роскошная сефардская синагога была сооружена, между прочим, лишь после венской городской синагоги, но и она, как большинство других синагог, стала жертвой ноябрьского погрома 1938 года. Сегодня сефардская община снова имеет свою собственную синагогу, которая была сооружена лишь несколько лет тому назад на улице Темпель-гассе во Втором венском городском округе.

Карл VI и даже еще Мария-Терезия, несмотря на такие значительные заслуги придворных евреев, проводили политику ограничений, направленную на минимизацию численности и беспощадный надзор над евреями в Вене. В 1777 году в Вене проживало не более 520 евреев, но даже это число Мария-Терезия считала слишком большим. Через запреты вести уличную торговлю она, прежде всего, старалась удерживать подальше от Вены беднейших евреев. И, в конце концов, даже патент о терпимости с 1782 года не привел к изменениям в сторону проеврейской политики.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Еврейская Вена > Путь к эмансипации
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:41:58
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Еврейский педсовет