БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Еврейская Вена > Между подъемом и упадком
Оглавление

Между подъемом и упадком

Еврейская крупная буржуазия в середине XIX столетия была уже полностью интегрирована в австрийское общество, многим ведущим представителям был предоставлен статус дворянства, благодаря их заслугам. Дворцы семей банкиров и купцов, возведенные на улице Ринг-штрассе и в центре города, и поныне являются существенным элементом архитектурной застройки Вены. Из большого числа существующих еще сегодня зданий следует упомянуть о дворце Вертгейма (1-й округ, площадь Шварценбергплатц, 17), дворец Тодеско (1-й округ, улица Кертнер-штрассе, 51), дворец Эпштейна (1-й округ, улица Д-р Карл-Реннер-Ринг, 1) и дворец Эфрусси (1-й округ, улица Д-р Карл-Реннер-Ринг, 14). Эти дворцы были построены такими архитекторами улицы Ринг-штрассе, как Генрих Ферстель или Теофил Гансен, и содержат сегодня, преимущественно, офисы и служебные помещения. Семьи крупной еврейской буржуазии, которые занимались искусством и культурой, продолжали здесь традиции литературных салонов, начатых Фанни Арнштейн. Они были не только местами встреч выдающихся деятелей искусства, но и были открыты для молодых талантливых начинающих и новых художественных течений, которые частично создавались еврейскими интеллектуалами. В этих салонах зрели зародыши того, что и поныне восторженно воспринимается как прорыв в современных направлениях искусства. Свободный доступ ко всем общественным сферам повлиял на многих молодых евреев, которые приобрели профессии в науке и культуре, — начиная из изобразительного искусства, и заканчивая театром и публицистикой, поскольку они не имели желания продолжать профессиональные традиции своих родителей и дедов. Из их активной деятельности возникали многочисленные импульсы для разных научных областей и культурной и духовной жизни Вены, которые на сломе столетий превратили город в центр авангарда. Это развитие сопровождалось широкой социальной активностью еврейской крупной буржуазии, которая проявляла себя учреждением разных фондов, больниц и других социальных учреждений (домов престарелых, детских садиков, и т.п.), которые предоставлялись в распоряжение также нееврейским жителям Вены, и частично существуют и к сегодня. Это, например, неврологическая больница в Розенхюгене, которая была основана фондом Натаниэля Ротшильда, которым в свое время было передано 20 миллионов крон для строительства этого лечебного учреждения, или детский госпиталь Маутнера-Маркгофа (3-й округ, ул. Баум-гассе), который и ныне носит имя своего основателя Адольфа Игнаца, рыцаря Маутнера фон Маркгофа.

Но это была лишь одна сторона дела, которая слишком выставляется напоказ, в то время, как те направления развития, которые усиливали тенденции поляризации в обществе, чаще всего оставались без внимания. Из тех масс людей, которые прибывали в столицу и города-резиденции из всех частей империи во второй половине XIX столетия, большую частицу составляли евреи. Благодаря конституции 1867 года, они стали равноправными гражданами государства, и могли свободно избирать себе местожительство, устраиваться на государственную службу, покупать в Вене земельные участки и без ограничений вступать в учебные заведения. Следствие — постоянная беспрецедентная волна увеличения населения, которая была спровоцирована вышеупомянутым быстрым возрастанием еврейского населения Вены и превратила метрополию на Дунае в город с наибольшей, по сравнению с другими городами, долей еврейского населения.

Евреи, которые прибыли в город в эти годы, происходили преимущественно из богемских земель и из Венгрии. Евреи из Богемии, в отличие от массы богемских переселенцев, были, как правило, немецкоязычными и относили себя также к кругу немецкоязычной культуры. Этот факт казался подозрительным и националистам из земель, которые входили в состав Австро-Венгерской империи. Очень часто они были зажиточными и привозили с собою, по меньшей мере, какой-либо небольшой капитал, который облегчал их интеграцию в жизнь Вены. Поколение родителей стремилось к социальному успеху в областях торговли и экономики, их потомки все чаще становились научными работниками и художниками: невропатолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд, композитор Густав Малер, писатель и публицист Карл Краус, поэт и романист Франц Верфель — это лишь некоторые из многих известных и выдающихся людей, которые происходили в первом или втором поколении из еврейских семей, которые прибыли из Богемии.

В восьмидесятых и девяностых годах XIX столетия состоялась еще одна большая волна переселения евреев, на этот раз из Галиции. Детонатором этого стало обвинение, что евреи-революционеры якобы принимали участие в подготовке убийства русского царя Александра II в 1881 году. Погромы, которые возникли вследствие этого, привели к массовому бегству русских евреев в Галицию. Трудное положение в этом регионе, который страдал от безработицы и голода, заострилось, тем самым, еще больше. Сотни тысяч евреев, стараясь выбиться из бедности и безнадежности, бросали свои местечки, лишь бы попробовать найти счастья в больших еврейских городах. При этом Вена влекла их более всего. Эти, так называемые, «восточные евреи» были мелкими торговцами, ремесленниками или поденщиками и разговаривали на языке идиш. Внешне они отличались от здешних евреев, их можно было легко узнать по их традиционным пейсам и по их одежде (картуз, и т.п.). Хотя венцы пренебрегали идишем как обезображенным немецким языком, однако это не помешало им перенять в повседневный разговорный венский язык немало выражений из языка идиш, например, «шме» (бранное слово), «бейсль» (кабак), «лигаберер» (друг). Прибывшие отовсюду ощущали неприязнь со стороны местных, уже ассимилированных, нередко даже крещенных венских евреев, которых отделяла от них глубокая культурная и социальная пропасть, а также со стороны нееврейского населения, в среде которого росли антисемитские настроения. Ненависть и зависть относительно экономических успехов ассимилированных евреев из числа крупной буржуазии были питательной почвой для антисемитизма. Теперь считалось, что непривычный вид восточных евреев олицетворяет образ врага. Решающее значение для такого развития ситуации имела одна из ярчайший фигур в истории города Вены — Карл Люгер. Ни один из венских бургомистров не пользовался когда-либо такой невероятной популярностью как «красивый Карл», «бог Вены», как часто называли Люгера. Суждения о нем со стороны потомков неединодушные. Если одни рисуют его как бесстыдного демагога, который раздувал антисемитизм среди народных масс, то другие усматривают в нем по-настоящему гениального муниципального политика, который заложил основы для преобразования Вены в современную метрополию. Ныне представляется верным то и другое: лишь бы заполучить власть, Люгер умело использовал имеющиеся антиеврейские разговоры. Его идеология, смесь из политического клерикализма и агитации против «жидов», является прямо-таки противоположностью духовно-культурному прорыву в современность, который Вена переживала в эти годы, и который, в решающей степени, реализовывался еврейской интеллигенцией и крупной еврейской буржуазией. Но, с другой стороны, это был именно тот Люгер, политик-реакционер, который, как политический деятель муниципального уровня, осуществлял широкую программу реформ, которая и позволила превратить Вену в большой город современного образца. Император Франц Иосиф также сталкивался с проблемами из-за демагогии и антисемитизма Люгера и не раз отказывался от назначения его бургомистром, пока не подчинился политическим реалиям.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Еврейская Вена > Между подъемом и упадком
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 06:53:45
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl