БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Еврейская Вена > Экскурс в историю: строительство городской синагоги и учреждение религиозной общины
Оглавление

Экскурс в историю: строительство городской синагоги и учреждение религиозной общины

Первые молитвенные дома возникли в Вене более 800 лет назад, как это документально подтверждают хроники за 1294 год о средневековой синагоге на нынешней Еврейской площади. В 1420-21 годах во время венской гзэры она была разрушена. Синагога «второго еврейского города», основанного около 1625 года на Нижнем Верде, после его ликвидации в 1669 году была превращена в католическую церковь. Лишь через несколько десятилетий, после подписания Пассаровицкого мира в 1718 году, начала создаваться сефардская община турецких евреев, которая пережила свой период расцвета в XIX столетии, благодаря содействию культурных обществ и изданию собственного журнала. На основе патента о терпимости, для венских евреев оказалось возможным, начиная с 1811 года, проводить б-гослужение и религиозное обучение в Демпфингергоффе на Катценштейге (на сегодняшней улице Зайтенштеттен-гассе). Это сооружение было куплено Михаэлем Лазарем Бидерманом и Исааком Льовом Гофманом, а позднее Гофмансталем. После еврейской больницы возле кладбища на Зэе-гассе это был второй дом в собственности представителей еврейства, то есть небольшой шаг в направлении создания собственности граждан. В 1824-26 годах по планам Йозефа Корнхойзера была возведена синагога на улице Зайтенштеттен-гассе, 4. Внешне неприметное строение, в соответствии с тогдашними правилами строительства, было интегрировано в один жилой дом, благодаря чему оно не была разрушена во время ноябрьского погрома в 1938 году. На базе этого здания венским евреям удалось впервые со времени изгнания в 1670 году снова создать духовный и религиозный центр, который объединил синагогу, школу и микву. Сооружение освятил 9 апреля 1826 года Исаак Ноах Маннгеймер, который был одновременно раввином венского еврейства. Однако, титул раввина он смог официально получить лишь после создания еврейской религиозной общины в 1852 году. Вместе с кантором и композитором Соломоном Зульцером, который работал в городской синагоге, Маннгеймер как либерал боролся за сохранение единства религиозной общины и смог предотвратить разрыв отношений между ортодоксальными евреями и евреями-реформаторами. Соломон Зульцер, который, между прочим, был другом Франца Шуберта, стал известным композитором далеко вне границ еврейского музыкального искусства. После того, как в 1852 году вступил в силу временный закон об общинах, первым президентом общины в 1853-1863 годах стал Леопольд Вертгеймштейн. Еще в XIX-XX столетиях религиозной общиной были основаны многочисленные благотворительные учреждения: сиротский приют для девочек, сиротский приют для мальчиков (1911 год), еврейские столовые для бедных, дом для престарелых на улице Зэе-гассе (1888 год), институт для глухонемых, еврейский институт для слепых. Религиозная община взяла также под свою опеку так называемый «госпиталь Ротшильда» в Веринге в районе Верингер Гюртель, который был основан Ансельмом Ротшильдом. Был расширен дом для престарелых на улице Зэе-гассе в 9-м городском округе, сооруженный в 1888 году. Просуществовал он, за исключением времен национал-социализма, вплоть до 1972 года. После этого был возведен новый Центр имени Моше бен Маймона в 19-м округе, на улице Бауернфельд-гассе. В сентябре 1929 года был заложен последний камень в сооружение нового еврейского кладбища на IV въезде Центрального кладбища.

Раввин Цви Перец Хайес в 1919 году основал еврейскую гимназию, которая просуществовала до 1938 года и вторично была открыта в 1984 году на улице Кастелец-гассе, во 2-м округе. В городе Леопольда работали пять еврейских театров, которые ставили свои пьесы на языке идиш. В девяносто пяти синагогах Вены в период между двумя мировыми войнами, в многочисленных штиблех (небольшие молельни), хедерах (детские религиозные школы) и в ешиботе передавались традиции иудаизма и религиозной учености. Еврейских обществ, которые предоставляли возможность заниматься культурой, спортом и социальной благотворительностью, начислялось сотни. Лишь во 2-м городском округе их было свыше пятидесяти. Все это в сумме свидетельствовало о существовании цветущей еврейской общины, которая после 1938 года систематически уничтожалась национал-социалистами.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Еврейская Вена > Экскурс в историю: строительство городской синагоги и учреждение религиозной общины
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-24 10:51:27
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"