БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Еврейская Вена > Новое начало
Оглавление

Новое начало

Новое начало жизни после окончания Второй мировой войны и краха национал-социалистического режима формировалось чрезвычайно тяжело. Еврейской общине не удалось возродиться из практически полнейшего уничтожения нацистами вплоть до сегодняшнего дня, о чем свидетельствует, в первую очередь, е? численность. В 1945 году почти не осталось в Вене евреев, которые пережили тяжелые времена, а в общине их насчитывалось около 1.000-1.500 мужчин. Благодаря возвращению некоторых немногочисленных еврейских эмигрантов и узников концлагерей, а также прибытию евреев из других стран, еврейская община в 1946 году выросла приблизительно до 5.000 мужчин. Для сравнения: в разных странах эмиграции жили приблизительно 80.000 австрийских евреев. Официальная Австрия не делала каких-то особых усилий, ни во время оккупации, ни после 1955 года, относительно усиленного привлечения австрийских евреев к возвращению из эмиграции, и очень медленно размышляла о необходимости возвращения конфискованного «арийцами» имущества, то есть о проблеме, которая, на самом деле, и по настоящий день не решена удовлетворительным образом. В этой связи следует также указать, что лишь мероприятия об оказании почестей памяти в 1988 году и позиция федерального правительства Австрии, которая была высказана в июле 1991 года, подтвердили признание участия австрийцев в преступлениях Третьего рейха. Однако, эти события можно рассматривать также как положительное завершение упорной борьбы критически настроенных австрийцев, как еврейского, так и нееврейского происхождения, за правильную интерпретацию истории Вены и всей Австрии.

Рамочные условия для тех евреев, которые захотели поселиться в Австрии после Второй мировой войны, не были по-настоящему человечными. Еврейские дома на улице Зэе-гассе, Аугартен-штрассе и Темпель-гассе были переполнены, поскольку те из евреев, которые возвратились из эмиграции или из концентрационных лагерей, сначала не получали никакой помощи со стороны государства, их бывшие квартиры, если они не были разрушены, часто были заселены именно теми грабителями, которые их когда-то ограбили, и потому были для них недоступными.

Первые три закона о реституции, которые вышли до 1947 года, представляли собой определенный компромисс, который учитывал политические соображения снаружи и внутри страны. Для некоторых евреев, которые вернулись, проведенная реституция их дела была, например, проблематичной потому, что они должны были выплатить стоимость продажи, установленную при «ариизации». Таким образом, получалось так, что они были вынуждены платить грабителям сумму, которой они сами никогда не получали, поскольку они должны были платить такие дискриминационные налоги из стоимости продажи, как, так называемый, налог за бегство из рейха и сбор за еврейское имущество. В тех случаях, когда предприятия больше не существовали, поскольку грабитель обанкротился, отдавать уже не было что.

Отказ от общей ответственности, сомнительная денацификация и холодная война, которая началась, создавали атмосферу, в которой еврейские жертвы национал-социализма все больше занимали позицию обороны. Осенью 1948 года в Израиль смогли легально выехать первые группы еврейских, так называемых, «перемещенных лиц». Хотя значительно большая часть еврейских «перемещенных лиц» рассматривала Австрию лишь как транзитную страну на пути к новой родине, до конца 1949 года успели интегрироваться в религиозную общину приблизительно 3.500 человек. В начале 50-х годов переселение евреев в Израиль через территорию Австрии практически закончилось.

В 1952 году была открыта больница на улице Зэе-гассе. Одновременно возник и дом для престарелых. Часть кладбища в Веринге была разрушена в 1942-43 годах в результате строительства пожарного пруда. Кладбище не удалось восстановить и по сегодняшний день.

При избрании нового совета религиозной общины в 1952 году президентом стал д-р Эмиль Маурер, который занимал эту должность до 1963 года. Его преемником был до 1970 года д-р Эрнст Фельдсберг. После этого президентом религиозной общины был д-р Антон Пек. В это время в 1972 году состоялся переезд офиса религиозной общины и дома для престарелых на улицу Бауернфельд-гассе в 19-м округе Вены. В 1980 году был открыт Еврейский общинный центр на улице Зейтенштеттен-гассе. Религиозная община также переехала на улицу Зейтенштеттен-гассе. В 1981 году Антона Пика заменил на должности президента общины д-р Иван Хаккер, а его — Рафаэль Гросс. В данный момент председательствует д-р Аиэль Музыкант. В конце 90-х годов членами общины было зарегистрировано около 10.000 мужчин (в Австрии живут еще приблизительно 5.000 евреев, которые не являются членами общины). Многие из них прибыли в Вену только в последние десятилетия как беженцы и начали здесь свою новую жизнь.

Видимые признаки небольшой, но очень живучей еврейской общины Вены — это многочисленные школы и учреждения культуры рядом с венской городской синагогой и Еврейским общинным центром, которые были возведены, преимущественно, за последние десять лет. Новое открытие школы имени Цви Переца Хайеса (2-й округ, улица Кастеллец-гассе, 35) после ее закрытия национал-социалистами затянулось до сентября 1984 года. Она состоит из начальной школы вместе с детским садиком, средней школы и гимназии. В 1986 году, при поддержки фонда имени Рональда С. Лаудера, была построенна школа «Бет Хабад» с детским садиком, группой продленного дня и основной школой, которая с 1999 года содержится в новом школьном помещении на площади имени раввина Шнеерсона. Третья общедоступная еврейская дневная школа работает под постоянной религиозной опекой («Махзикэ Гадасса», 2-й городской округ, улица Мальц-гассе) и имеет в своем составе детский садик, начальную и среднюю школу. Кроме того, для учеников возраста 14-17-ти лет существует венская ешива как ортодоксальное учебное заведение, которое работает на основах публичного права (2-й городской округ, улица Гроссе Морен-гассе, 19). Собственный еврейский педагогический центр (1-й городской округ, площадь Дезидер-Фридман-Плац) с 1984 года оказывает поддержку всем еврейским организациям по вопросам воспитания. Еще некоторые возможности для современного образования молодежи предоставляет также Еврейский центр профессионального образования, который также был создан в 90-тые годы.

Культурное разнообразие венской еврейской общины сформировалось за счет переселенцев, преимущественно, из Восточной Европы. Это отражается также и на составе учеников. В школе имени Цви Переца Хайеса приблизительно 40 процентов учеников происходят из бывшего Советского Союза. В школе «Бет Хабад» их насчитывается почти 90 процентов. Через 500 лет после первого учреждения, через 54 года после уничтожения, снова начала существовать в Вене сефардская община, которая расположилась в мае 1992 года снова во 2-м городском округе, на улице Темпель-гассе, 7, рядом с собственной синагогой, помещениями и залами для проведения массовых мероприятий. Для небольшой еврейской общины Вены эта активность, несмотря на поддержку со стороны города Вена и Австрийской республики, связана с большими финансовыми усилиями, поскольку наряду с образовательным и школьным делом, приходится расходовать значительные средства на дом престарелых (Центр им. Маймонида в Вене, 19-й городской округ, улица Бауернфельд-гассе) и на содержание 40-ка кладбищ в Вене, Нижней Австрии и в Бургенланде.

Многочисленные еврейские организации, молитвенные дома, общества, еврейские магазины — от кошерных мясных магазинов до супермаркета, от пекарен до винных магазинов, от кошерных столовых до продовольственных баз, и вплоть до обоих еврейских книжных магазинов, — оба еврейского спортивного общества, ученические и студенческие организации, а также Еврейский институт образования для взрослых (2-й городской округ, улица Пратерштерн, 1) с курсами Народного университета и психосоциальным центром «Эсра» являются отражением функционирующей общественной жизни, которая проявляется также в проведении многочисленных культурных мероприятий и фестивалей, которые за последние годы заняли видное место в культурной жизни города и посещаются не только еврейской публикой.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Еврейская Вена > Новое начало
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-10-07 12:22:16
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia