Выданный Иосифом II 2 января 1782 года патент о терпимости для евреев Вены и Нижней Австрии определял производную точку для постепенной эмансипации евреев. Хотя он обеспечивал для евреев свободное отправление религиозных обрядов, меры по образованию еврейской общины и строительство синагоги, но до его реализации прошло еще почти пятьдесят лет. Патент о терпимости урегулировал доступ к профессиям и областям производства, которые до этого времени были закрыты для евреев. Еврейское образование было приравнено к общему образованию и воспитанию, а евреям было предоставлено разрешение учиться в университете. Значимым в этой связи был, прежде всего, допуск евреев к обучению медицине и юриспруденции. Кроме того, евреи должны были брать гражданские имена и нести воинскую службу. За первые шаги в направления освобождения от угнетения, императора Иосифа II прославляло еще много поколений евреев. Любовь и верность дому Габсбургов, которую проявляли многие евреи во время монархии, имели свои истоки именно в этих мероприятиях.
Однако, согласно патенту о терпимости, отнюдь не существовало намерений увеличивать численность евреев в Вене, поскольку в правовом отношении патент мало что изменял для евреев. В этом урегулировании речь шла о том, что любой еврей мог поселиться в Вене лишь в случае предоставления «терпимости», то есть разрешения. Но перед этим он должен был пройти еще четко определенную процедуру проверки. Постоянный надзор за евреями продолжал существовать, вопреки всем недавно приобретенным свободам, которые отвечали общей концепции централизованного государства Иосифа II. Теперь евреи могли свободно избирать место поселения, даже в предместьях Вены, уже не должны были платить двойные судебные и канцелярские сборы, и были освобождены от подушной таможенной пошлины. Лишь путешествуя, евреи, которые должны были задержаться на несколько дней в Вене, должны были платить эти налоги и терпеть от государственных учреждений разные неудобства. С 1792 года они подчинялись так называемому «еврейскому ведомству», подразделу департамента полиции. Вместо подушной таможенной пошлины они платили так называемую «официальную таксу» и должны были снова оставлять город после трех сроков пребывания в нем. Многие обходили это положение, выходя из одних ворот города, и после этого сразу входя в него через другие ворота.
Многочисленные нетерпимые евреи шли на службу к верхушке или нанимались как уличные разносчики или лоточники. Они жили вне границ городской стены в предместье, большая часть снова поселилась в городе Леопольда, бывшем Нижнем Верде. И они должны были платить, как и путешествующие евреи, еврейскую таможенную пошлину.
Как и раньше, ограничительный характер патента оказывался также и потому, что все еще не разрешалось создавать любую еврейскую общину. Главная цель патента о терпимости состояла в прокламированном намерении сделать евреев полезными для государства. Расчеты Иосифа II оправдались. Евреи, которые прибыли в город, принесли Вене значительный экономический подъем.
Профессиональный и, тем самым, социальный статус евреев около 1800 года еще мало отличался от ситуации, которая существовала около середины XVIII века. Из списка еврейских семей за 1804 год известно, что большинство глав семейств работало, в той или иной форме, в торговле. При этом верхушку составляли крупные купцы. Интересно, что большинство из них происходило из таких известных старинных родов, как Эскелес, Арнштейнер или Вертгеймер. Один из Арнштейнеров занимался даже обменом денег. Другие купцы торговали разнообразнейшим товаром: конями, бумагой, местными изделиями, шерстью, кожей, шелковыми тканями, и т.п.
Банкиры и крупные купцы, без которых не могла обойтись экономическая жизнь монархии, поднимались даже к дворянству. Основу венского еврейства, к которой была проявлена терпимость, на время Венского конгресса составляли восемь еврейских семей. Приблизительно 1500 евреев имели статус «чужих евреев» с ограниченными, относительно времени, разрешениями на пребывание. Для дальнейшего содействия экономической жизни, государственный канцлер Меттерних активно выступал за поселение семьи Ротшильда в Вене, которая так и сделала. Соломон Мэйер Ротшильд отказывался просить о предоставлении статуса терпимости и никогда не подавал просьбы о предоставлении разрешения на пребывание. Правда, он вынужден был подчиниться ограничению относительно «чужих евреев». Так, например, ему не разрешалось покупать ни земельный участок, ни дом. Вместо этого Соломон остановился в отеле «К римскому императору», в «замечательном заезжем дворе». Этот отель находился в переулке Ренн-гассе на перекрестке улицы Фрейунг, то есть на краю центра города в непосредственной близости от императорского двора и государственной канцелярии князя Меттерниха. Соломон Ротшильд сначала арендовал несколько помещений, после этого один этаж, а в скором времени и весь отель. В 1843 году, после своего назначения первым еврейским почетным гражданином города Вена, он смог в конце концов стать и собственником дома. Он купил отель «Римский император», основательно перестроил этот дом, и к нему приобрел еще один соседний дом.
Как люди, которые оказывали содействие развитию культурной жизни в Вене, некоторые евреи стали известными, хотя они представляли в этом контексте лишь очень незначительное меньшинство, а салон Арнштейнов на Высоком рынке не мог быть представительным для венского еврейства в годы перед 1848 годом. Наоборот, рядом с салоном Фанни Арнштейн не существовало ни одного салона, с которым можно было бы его сравнить.
В 1803 году Фанни Арнштейн основала на Высоком рынке салон для свободных бесед, в буквальном смысле слова. Он превратился в «место художественных встреч иностранцев». Здесь можно было откровенно обсуждать события политической жизни, открыто дискутировать. Обсуждались даже отношения к Франции и к Наполеону, который обручился в 1810 году с дочерью императора Марией-Луизой. Своей огромной притягательной силы салон Фанни Арнштейн достиг в период Венского конгресса. Когда в старом императорском городе проводили границы и устанавливали принципы посленаполеоновской Европы, этот дом был местом встреч гостей из всей Европы. Каждый вторник там собирались такие знаменитейшие личности, как, например, герцог Веллингтонский, Вильгельм фон Гумбольдт или прусский реформатор Карл Август фон Харденберг, Еврейские салонные дамы — Фанни Арнштейн, ее сестра Цецилия Эскелес, ее дочь Генриетта, после замужества Пэрэйра, позднее Жозефина фон Вертгеймштейн, Берта Цуккеркандль и прочие выдающиеся женщины — сделали своей общественной активностью, наверное, больший взнос в ликвидацию антиеврейских разговоров, чем другие люди своей политической агитацией.
Фанни Арнштейн и ее муж Натан похоронены на еврейском кладбище в Веринге (Вена-18, Семпер-штрассе, 64а), которое было снова открыто после закрытия кладбища по улице Зэе-гассе в 1785 году по распоряжению императора Иосифа II от 1784 года. На Верингском кладбище, которое было открыто до 1878 года, можно найти могилы многих выдающихся евреев, в том числе Ротшильда, Вертгеймштейна, Кьонигсвартера и Тодеско.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.