БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Еврейская Вена > Памятки и память
Оглавление

Памятки и память

О преступлениях Третьего рейха в Вене напоминают несколько мемориалов. Особого внимания заслуживает памятник против войны и фашизма на площади Альбертина-платц (напротив Музея графики «Альбертина»), созданный в 1988 году Альфредом Грдличкой. Не очень бросается в глаза мемориал, посвященный жертвам нацистского террора на площади Морцин-платц, где стоял дом гестапо. Мемориал Речела Уайтреда, посвященный еврейским жертвам Шоа (геноцид евреев во время Второй мировой войны), после продолжительной борьбы и довольно активного обсуждения, все-таки удалось открыть поздней осенью 2000 года в рамках реализации проекта развития Еврейской площади.

О разрушении синагог в ноябре 1938 года напоминают сейчас несколько мемориальных досок в местах их бывшего расположения, о депортациях и уничтожении евреев, напоминает мемориальная доска на доме школы по улице Клейне-Шперль-гассе, 5, во 2-м городском округе, который служил когда-то также как пункт собрания перед отправлением к концлагерям. Таким же пунктом была еврейская гимназия имени Цви Переца Хайеса на улице Кастеллец-гассе, 35 (2-й городской округ). Витражи церемониального зала новой еврейской части Центрального кладбища (11-й городской округ, улица Зиммерингер-гаупт-штрассе, 244, ворота IV), которая сызнова была отстроена в 1967 году Генрихом Зуссманом, посвященные памяти так называемой «имперской Хрустальной ночи» и жертвам Холокоста.

Кто с внимательным взглядом пройдет по городу, тот не сможет не заметить также постоянно возрастающее количество указаний на преступления национал-социалистического режима и увидит во многих местах мемориальные доски, посвященные выдающимся личностям еврейского происхождения.

Еврейский музей города Вены, который существует с 1993 года, также воспринимается как место воспоминаний и памяти, как и музей на Еврейской площади, Центр документации Симона Визенталя или Архив документов Австрийского движения сопротивления. Все они обращаются, прежде всего, к молодым, и также к тем, кто стремится разобраться в истории и судьбе своих предков или города, где живет.

Еврейский музей Вены был построен городом Вена с целью создания памятного места, которое может информировать, прежде всего, молодежь и подталкивать к исследованию истории. Поэтому в документе об учреждении говорится о том, что создание музея состоялось для «упоминания о депортациях сотен тысяч австрийских евреев, которые на протяжении всей истории выгонялись с своей родины, а также о десятках тысяч австрийских евреев, которые в разные времена — последний раз в страшные годы с 1938 до 1945 — были убиты за свою принадлежность к еврейству».

Еврейский музей города Вены с ноября 1993 года располагается во дворце Эскелеса, в одном из дворцов старого города, на улице Доротеер-гассе, 11, около собора св. Штефана. Учреждение музея состоялось по инициативе тогдашнего венского бургомистра Гельмута Цилька. Дворец Эскелеса несколько лет находился во владении почтенных еврейских банкиров Арнштейна и Эскелеса, которые, однако, никогда не проживали в этом доме. В музее экспонируются постоянная выставка из истории австрийско-еврейских отношений, знаменитая коллекция иудаики Макса Бергера для иллюстрации еврейской религии и выставка Ненси Сперо. Огромные коллекции музея можно свободно осмотреть также в демонстрационных фондах, которые раньше были доступны лишь в некоторых музеях. На втором этаже дворца, который имеет историческое значение и находится под охраной общества памятников истории, регулярно проводятся разные специальные тематические выставки из истории культуры, литературы, архитектуры, фотографии и изобразительного искусства. Кроме того, в распоряжение научных исследований предоставляются архив и библиотека, фонды которых также, в значительной мере, создавались из пожертвований еврейской религиозной общины.

Музей на Еврейской площади является составным элементом общего проекта, который охватывает несколько частей. Одной из заметных памяток на самой площади является мемориал Рэйчела Уайтреда. Этот мемориал представляет собой железобетонную конструкцию площадью 10 на 7 метров и высотой 3,8 метра. Внешние поверхности куба выполнены как вывернутые наружу стены библиотеки. На фризах фундамента, которые проходят вокруг памятника, выписаны названия тех населенных пунктов, где погибли австрийские евреи за времена национал-социалистической диктатуры.

Сам музей расположен в доме на Еврейской площади, 8, в так называемом доме «Мизрахи». Он охватывает на первом этаже информационные помещения из истории Шоа. Здесь речь идет о предоставлении имен и данных относительно 65.000 евреев и о мультимедийном документировании обстоятельств, которые привели к преследованиям и убийствам. Отдел музея из истории средневекового еврейства в Вене состоит из раскопок синагоги времен средневековья и исторического музея. Содержанием этого отдела музея является показ условий религиозной, культурной и социальной жизни венских евреев в средневековье до их изгнания и уничтожения в 1420-21 годах, то есть первой венской гзэры. Три выставочных помещения находятся в подвале дома «Мизрахи», откуда можно добраться также до места раскопок.

В музее посетитель, во время виртуального путешествия по средневековым еврейским городкам, узна?т о подробностях жизни, «посещает» больницу, дом банкира и школу. Макет средневекового города демонстрирует, в основном, еврейский квартал и прочие места проживания евреев. Эта документация дополняется мультимедийной презентацией истории культурной, духовной и социальной жизни венских евреев в средневековье и макетом средневековой синагоги в трех измерениях. Дополняют экспозицию археологические находки из раскопок на Еврейской площади и фрагменты средневековых рукописей.

К остаткам поздней средневековой синагоги можно добраться через соединяющий коридор. Синагога была сооружена приблизительно в середине XIII столетия. Она не раз расширялась в течение следующих ста пятидесяти лет за счет пристроек и перестроек помещений, пока не достигла площади приблизительно 480 квадратных метров. Тем самым, она превратилась в одну из наибольших синагог средневековья. После погрома 1420-21 годов синагогу постоянно растаскивали, вследствие чего остались, практически, фундаменты и полы, которые раскопали венские городские археологи за период между 1995 и 1998 годами. Можно видеть центральное помещение, помещения для обучения и молитв для мужчин, под названием «мужская синагога» и пристроенное небольшое помещение, которое, возможно, использовалось женщинами для молитвы. В середине центрального помещения находится фундамент шестиугольной бимы (возвышение, на котором вслух читали Тору). В нем сохранились еще несколько керамических плиток пола. С обеих сторон бимы находятся остатки двух колонн, которые когда-то держали высокий крестово-реберный готический свод. Перед частично восстановленной восточной стеной можно видеть фундамент цоколя, через который раньше можно было добраться к шкафу с Торой, который был сделан в восточной стене. В пристроенном соседнем помещении, которое еще может видеть посетитель, находятся также оригинальные средневековые керамические плитки из пола.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Еврейская Вена > Памятки и память
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:53:51
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"