БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > История > Еврейская Вена > Полное равноправие
Оглавление

Полное равноправие

Когда 13 марта 1848 года с демонстрации в направлении парламента Нижней Австрии началась революция, там выступал с зажигательной речью один молодой врач по имени Адольф Фишхоф. В ней он провозглашал свободу печати и слова, свободу учить и учиться, конфессиональное равноправие, открытое для общественности судопроизводство и общее народное представительство. Демонстрация была кровавым образом подавлена: военные стреляли в толпу, пятеро людей умерли, в том числе еврейский студент Карл Генрих Шнитцер, который должен был войти в историю как герой свободы, и еврейский подмастерье-ткач Бернгард Гершман. Погибшие католики, протестанты и евреи были вместе похоронены на кладбище в Шмельце. За евреев выступил с знаменитой речью Исаак Ноах Мангеймер, в которой он, в частности, сказал: «Как служитель Б-жьего слова я приступаю к этой могиле, лишь бы провозгласить молитву за спасение душ наших умерших братьев, которые погибли в борьбе за свою Отчизну... Разрешите мне еще обратиться к вам мои братья-христиане! Вы пожелали, чтобы умершие евреи покоились здесь вместе с вами, в вашей, в одной земле. Они боролись за вас и пролили кровь за вас! Они покоятся в вашей земле! Но разрешите теперь и тем, кто тоже стоял на вашей стороне в этой трудной борьбе, и кто вместе с вами живет на одной земле, свободно и беззаботно... считать себя, как и вас, свободными людьми, и пусть благословит вас Б-г! Я благословляю вас всех, тысячи людей, которые стоят здесь и там, именем Б-га Всевышнего! Амен!».

Активное участие евреев в революции усилило в консервативных кругах антиеврейские настроения, которые проявлялись в открытках, подстрекающих прокламациях и карикатурах. После завершения революции и роспуска рейхстага молодым императором Францем Иосифом I, в марте 1849 года мало что осталось от огромных планов первых дней баррикад. Однако, благодаря этому, новая конституция больше не делала никакого различия между конфессиями. В другом права евреев по некоторым пунктам снова были возвращены к стандартам времен терпимости. Все же год 1849 стал для австрийских евреев значимым, поскольку император Франц Иосиф в одном из своих выступлений перед делегацией самых уважаемых граждан-евреев, очевидно по ошибке, использовал приветственную формулировку «израильская община Вены». Это дало толчок к дальнейшему институциональному закреплению, которого, правда, пришлось ждать еще три года. В общем, считается, что год 1852, когда был издан временный закон об общинах, стал годом учреждения религиозных общин. В 1852 году император Франц Иосиф разрешил выстроить вторую синагогу в городе Леопольда, строительство которой было завершено в 1854-58 годах по планам Людвига Фьорстера. Замечательное сооружение по Темпель-гассе, 3, было в значительной степени разрушено в 1938 году (сегодня осталось лишь боковое крыло). Мозаика на фасаде двора Дезифер-Фридман-Хоф (Вена-2, ул. Фердинанд-штрассе, 23 / Темпель-гассе) демонстрирует разрушенную центральную часть дома.

Период между 1851-1867 годами характеризовался для евреев определенной правовой неопределенностью, поскольку значительные политические силы старались полностью воссоздать дореволюционную ситуацию. Так, например, евреи временно утратили даже право на куплю земли. Спорным было предоставление разрешения на профессию нотариуса. Раз за разом стремления к эмансипации терпели неудачу, и лишь крах неоабсолютистской системы после проигранных битв в Италии и против Прусии привел к желательному повороту: в 1859 году три еврейских депутата заняли свои места в совете городской общины, а Ансэльм фон Ротшильд стал депутатом верхней палаты парламента Австрии, а после выхода Австрии из Немецкого союза и примирения с Венгрией в 1867 году, император в Основном государственном законе установил полное гражданское равноправие для всех. Тем самым, евреи в конце концов получили желанное полное равноправие, которое открыло им новые возможности в области политической, социальной, культурной и экономической жизни. Это подтолкнуло многих евреев к переселению из других земель монархии в Вену. Еврейская община быстро возрастала. Если в 1860 году религиозная община зарегистрировала 6.200 жителей-евреев, то в 1870 году их насчитывалось уже 40.200, а на рубеже веков — 147.000 человек, которые искали новые перспективы в столице и городе-резиденции Австро-Венгерской империи.

Без сомнения, либерализм и буржуазный парламентаризм сначала положительно повлияли на положение евреев. Конец конституции о гильдиях с 1859 года и внедренная полная свобода предпринимательской деятельности стали решающей предпосылкой для экономического подъема евреев, которые прибывали в Вену. Формы финансирования основательно изменились, государственные банки, которые содержались Арнштейном и Эскелесом, утратили свое значение, поскольку отныне банки должны были выполнять свою функции внутри циркуляции промышленного капитала. Уже в 1855 году Ротшильд основал вместе с финансово крепкой придворной шляхтой Кредитное учреждение для торговли и промышленности. Конечно, это была лишь небольшая группа, к которой принадлежали высшие финансовые круги в рамках промышленности и банков. Для большой массы только что прибывших было важно закрепиться в новых областях промышленности.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > История > Еврейская Вена > Полное равноправие
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-10-07 11:25:02
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Dr. NONA Всемирный клуб одесситов