БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №170 > ЗАЧЕМ ЕВРЕЮ БРАДОБРЕЙ?
В номере №170

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ЗАЧЕМ ЕВРЕЮ БРАДОБРЕЙ?
Болеслав КАПУЛКИН

Если бы иудаизм вёл блог, то в статусе ему следовало бы написать «Всё сложно». Впрочем, несмотря на сложность, в иудаизме все логично, и знание этого очень сильно помогает всем живущим по законам и заветам Всевышнего. Поможет оно и вам, дорогие читатели.

Если бы иудаизм вёл блог, то в статусе ему следовало бы написать «Всё сложно». Впрочем, несмотря на сложность, в иудаизме все логично, и знание этого очень сильно помогает всем живущим по законам и заветам Всевышнего. Поможет оно и вам, дорогие читатели.

Как мы знаем, человека сотворил Б-г, следовательно, каждая часть человеческого тела является продуманной и необходимой (даже мозг, хотя очень многие граждане своими действиями наводят на противоположную мысль). И объяснить наличие той или иной детали человеческого организма атавизмами, рудиментами и побочными линиями от соседа-шимпанзе у нас с вами не получится. Всё на месте и всё для чего-то нужно. И волосы – не исключение. Нужны-то они нужны, но зачем?

Хороший вопрос, согласитесь. А хороший вопрос – как учат мудрые люди, – содержит половину ответа. То есть, половина ответа у вас уже есть, и теперь мы с вами будем искать вторую половину.

Относительно женских волос у всех мужчин, от еврейских законодателей до производителей косметики и рекламных роликов, существует консенсус – это оружие соблазнения. Оружие не летальное, но очень мощное, так что за ним нужно ухаживать и содержать его в образцовом состоянии (производители косметики) и держать зачехлённым, чтобы, не дай Б-г, случайно не выстрелило (еврейские мудрецы).

Относительно мужских волос – сложнее. (Мы же про иудаизм, да? Значит, «просто» не будет.) Во-первых, это красиво. Да-да, говоря о еврейских мужчинах, мы так можем говорить не только об обрезании… Вообще, по поводу среднестатистического мужика иудаизм считает, что он должен быть чуть красивее обезьяны (но намного умнее!), так что мужчинам легко: проснулся – и уже красивый. А если, не дай Б-г, ещё и причесался (пригладил волосы руками), то вааще… В общем, все красивые, но при этом в еврейской истории и святых текстах неоднократно встречаются упоминания о красавцах-мужчинах, выбивающихся даже из этого ряда. Например, Йосеф, которого его красота и окружающие баб… пардон, женщины довели до тюрьмы. Шауль, Давид, Адонияѓу, Авшалом, Даниэль, Ханания, Мишаэль, Азарья, рабби Йоханан и пр. – у некоторых из них волосы были важной составляющей их красоты. Про того же Йосефа написано, что он завивал волосы, а волосы Авшалома – вообще отдельная история (с трагическим финалом)…

Назиры бывают нескольких видов.
Временный назир (назир лезман кацув) – принимает назирут на месяц и всё это время не должен стричь волосы (соблюдая и остальные обеты).
Назир на одну жизнь (назир олям) – это назир, за которого дали обет родители до его рождения или когда он был ребёнком, а не когда он достиг возраста совершеннолетия и дал обет самостоятельно по собственному желанию. Он может раз в 12 месяцев, если голова отяжелела, немного подстричь волосы.
Назир Шимшон – частный случай предыдущего. Отличается тем, что за Шимшона обет дал ангел. В отличие от предыдущего случая, такой назир не мог стричь волосы, но мог прикасаться к умершему.
Вечный назир (назир леолям, назир больше, чем на одну жизнь) – это назир, давший, будучи совершеннолетним, обет навечно или на время больше одной жизни. Такой назир вообще не должен стричь волосы (все остальные запреты тоже действуют)

При этом только функцией украшения мужские волосы не ограничиваются. В святых книгах описывается мужчина, который на вопрос «В чём сила, брат?» мог смело отвечать: «В волосах». Это был Шимшон (Самсон), а волосы у него были длинными, потому что он их не стриг. А не стриг он их не потому, что он был хиппи, а потому что был назиром (назореем). Назирут – особый вид еврейского обетования, и принявший его не должен прикасаться к мёртвому телу, вину и стричь волосы. Обет, как видите, весьма утомительный, и Тора, мягко говоря, не приветствует его принятие. Но время от времени назиры в еврейской истории появлялись, например, судья Ифтах, пророк Шмуэль, Авшалом, рабби Ханина, рабби Йоханан и многие другие. Все они добросовестно не стригли волосы, хотя особыми физическими силами их это не наделяло. Духовными – наверняка, а физическими – точно нет.

Так что же, получается, что иудаизм поощ­ряет длинноволосость мужчин? Отнюдь. Всё чуть-чуть сложнее (мы про иудаизм, не забыли?). Еврейская традиция не приветствует излишне длинные волосы, хотя и не рекомендует блистать искусственной лысиной. По большому счёту, все наши действия, касающиеся мужских волос, строятся на нескольких заповедях.

Рамбам в «Сефер ѓа-мицвот» («Книге заповедей») упоминает их.

43-я заповедь – запрещение выбривать виски («Не стригите краёв волос вокруг головы вашей», Ваикра 19:27).

44-я заповедь – запрещение сбривать лезвием бритвы «края бороды» («Не порть края своей бороды», Ваикра 19:27).

163-я заповедь – запрещение вступать в Святилище коѓенам, отрастившим волосы, подобно скорбящим, которые не стригутся в течение 30-ти дней («Волос ваших не распускайте», Ваикра 10:6).

То есть, как мы видим, иудаизм рекомендует мужчине-еврею нечто среднее (то, что на языке советских завучей и военруков называлось «аккуратной причёской») – волосы не отращивать (кроме назиров), но и наголо не брить (в Талмуде, трактат «Йевамот» 5а , объясняется, что состригание волос наголо также является нарушением запрета (т. е. запрета сбривать виски). Про чёлку и пробор не уточняется.

Объяснения этим запретам понятные и логичные (мы ведь всё ещё про иудаизм, да?). Распущенные и нестриженые волосы у мужчины были признаком траура, а служение Царю Царей в подавленном и неопрятном состоянии совершенно немыслимо. Во-первых, такой человек не выглядит подобающе «оказанному ему високому довэрию», а во-вторых, служба в Храме, там, где концентрация Шхины (Б-жественного присутствия) зашкаливала, была нелегким и зачастую опасным делом. И выполнять свои обязанности в подобном «разобранном» состоянии было просто-напросто опасно для жизни.

Впрочем, до смертельного случая «на производстве» дело, скорее всего, не дошло бы. Просто не успели бы. Потому что коѓен, явившийся служить с «распущенными» (т. е. не стриженными более 30 дней) волосами, подлежит смерти по приговору суда.

При этом коѓену, не находящемуся на службе в Храме (а служили они две недели в году), разрешено отращивать волосы. Но коль пришёл на службу – будь добр, подстригись, чтобы быть прекрасным в своём служении (жаль, что советские завучи и военруки не знали про Талмуд и не могли апеллировать к его авторитету).

Из запрета сбривать виски – Ло такифу пеат рошехем, не остригайте волосы вокруг головы по краям, – растут знаменитые еврейские пейсы. Точнее, растут они, как им и положено, на висках, в месте соединения их со щеками, и растут вниз настолько, насколько им позволяет хозяин. Великий каббалист Аризаль объяснял, что ношение пеот – это не только физическое действие типа «Я просто исполнял приказ», но и вполне духовная вещь, потому что гематрии слов «пеа» и «Эло-к-им» (Б-г) совпадают и равны 86.

Пейсы (ашкеназское произношение слова «пеот» – края) должны содержать не менее 40 волосков и доходить до височной кости (примерно середина уха), а дальше – по желанию. У некоторых общин (брацлавских и венгерских хасидов, у йеменских евреев) принято отпускать достаточно длинные височные волосы, чтобы явно идентифицировать себя среди окружающего населения как еврея. У йеменских евреев, которые внешним обликом, одеждой и языком практически не отличались от местных арабов, именно длинные пейсы, называвшиеся «симаним» («знаки», «симоним» в йеменском произношении), служили безошибочным еврейским маркером.

А ещё есть у евреев красивый обычай под названием «опшерниш» (в Иерусалиме он называется «халаке» – та же «стрижка», только не на идиш, а на арабском). В 3 года мальчику впервые стригут волосы, оставляя при этом пейсы. Существуют общины, где детей стригут в 2 года, в 1 год, но у большинства принят 3-летний рубеж. Почему так? Дело в том, что Тора сравнивает человека с деревом: человек вырастает из маленького зёрнышка, достигает зрелости, простирает ветви и даёт плоды. И так же, как первые три года нельзя снимать с дерева плоды, так и волос мальчика первые три года его жизни не касаются ножницы. Зато на третий день рождения официально начинается еврейское воспитание и образование ребёнка. С этого дня мальчик начинает постоянно носить кипу и цицит, а также во многих случаях начинает учиться.

В Израиле принято делать первую стрижку на горе Мерон, возле могилы рабби Шимона бар Йохая. Первый известный нам опшерниш на Мероне упомянут у знаменитого каббалиста рабби Хаима Виталя. Его учитель, тот самый Аризаль, специально приехал из Египта, где он тогда жил, на Мерон, чтобы постричь там своего сына. И это в 16 веке, когда путешествие из Египта в Израиль было отнюдь не увеселительной прогулкой! Так что думаем и делаем выводы.

Что делать с состриженными мужскими волосами? В отличие от ногтей, с ними не особо церемонятся и не опасаются. Есть, правда, иерусалимский обычай – следить, чтобы птицы не использовали волосы для устройства гнёзд, по­этому в некоторых семьях и общинах их спускают в унитаз, но это не везде, и уж точно никто никаких закапываний и сжиганий состриженных волос не практикует.

ИзменитьУбрать
(0)

Ну, с волосами вроде бы разобрались. На очереди борода и таинственный запрет портить края бороды…

Вслед за героем Бабеля мы можем сказать, что два вопроса загромождают пути нашего воображения. Во-первых, что это за края такие, а во-вторых, что значит «портить»?

Еврейская традиция объясняет, что существуют пять точек – верхний край бороды на правой щеке, верхний край бороды на левой щеке, нижний край бороды справа, под нижней скулой, нижний край бороды слева, под нижней скулой, и самый нижний край бороды. Вот эти пять точек (а также то, что они между собой соединяют) и запрещено портить.

Некоторые электробритвы устроены так, что они стригут волоски, как ножницы, и такими бритвами пользоваться разрешено. При таком «бритье» небольшая часть каждого волоса остаётся нетронутой, и это хорошо ощущается, когда проводят рукой по лицу против направления роста волос. Если же хоть один, даже самый тонкий и мягкий, волосок кожи лица будет срезан под корень, то пользование такой бритвой запрещено.
В отношении практически всех современных моделей бритв, которые имеют технологические усовершенствования, позволяющие достичь даже более гладкого бритья, чем при использовании лезвия, – все раввины согласны, что ими пользоваться нельзя!

«Портить» в данном случае означает срезать волоски инструментом с одним режущим лезвием (нож, меч, опасная бритва). Инструментом с двумя режущими кромками (ножницы, некоторые современные бритвы и триммеры) – можно.

Нужно ли – вот об этом и поговорим.

Так зачем растить бороду, если не ради соблюдения запрета Свыше?

Вообще-то, этой причины было бы вполне достаточно, но у нас есть ещё несколько бонусных причин.

Во-первых, как пелось в одной песне: «Сог­ре­вает в холода борода». А учитывая, что в этом году снег выпадал даже в Израиле (Ис­па­нии, Гре­ции, Саудовской Аравии, Техасе и прочих не приспособленных для этого местах) – это причина очень веская.

Впрочем, помимо рациональных причин, у ношения бороды есть доводы духовные, каббаллистические.

Например, раввин Шимшон Рафаэль Гирш объясняет, что верхняя часть лица более духовна, чем нижняя, которой человек, в основном, пользуется для пережёвывания пищи. Получается, что более материальная часть лица прикрыта бородой и усами, и поскольку сынам Израиля не следует обнажать места с меньшим духовным наполнением, то им запрещено удалять волосы с нижней части лица. Женщинам – более совершенным в духовном отношении созданиям – нет надобности прикрывать нижнюю часть лица, поэтому у них нет бороды (а если и есть, то нет никаких проблем с её «порчей», сиречь бритьём).

Аризаль (как пишет рабби Хаим Виталь в книге «Шаар ѓа-Мицвот») не только не брил бороду, но и считал, что запрещено вырывать из неё даже один волосок, объясняя, что, если бы царь одарил своего подданного знаком отличия с золотыми нитями, тот наверняка берег бы этот орден, чтобы с него не упала ни одна нить.

Книга «Зоѓар» связывает мазла (арамейское слово, более привычное нам в ивритском варианте мазаль, очень ёмкое, сложное и многогранное понятие, но по-простому – удачное расположение звёзд, источник везения) с образом бороды Ветхого днями (Понятно-О-Ком мы говорим) и символизирует нисхождение в нижние миры света и милосердия – «борода источает 13 потоков благовонного целительного масла афарсемон, и от неё зависит в мире всё».

Кроме того, волосы бороды символизируют 13 тикуней дикна – «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащённое дыхание – признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи – признак терпения и успокоения.

Получается, что борода символизирует терпение Б-га и в целом – переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому 13 «атрибутов бороды» соответствуют 13 мидот рахамим – атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» – Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела.

Таким образом, борода уподобляет человека Б-гу и символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды – неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».

ИзменитьУбрать
(0)

Если этих причин вам недостаточно, то можно упомянуть ещё несколько причин, по которым еврейские мудрецы советуют носить бороду и не портить её края.

И вновь – во-первых, это красиво… Серьёзно. Есть такая штука – идур мицва, украшение заповеди, выполнение её наилучшим образом. Поэтому, если уж сказано не портить, так давайте не просто не портить, а отрастим её! Тем более, что еврейские мудрецы говорили: «Адарат паним – закан» (великолепие лица – борода). Борода всегда считалась украшением мужского лица, обривание бороды, а тем более обривание наполовину (как сделал моавитянский царь с послами Давида) было страшным наказанием и унижением. И кстати, раз у женщин бороды не растут, то одна из функций бороды – отличать мужчину от женщины. Тогда в определённых случаях бритьё является нарушением запрета «да не надевает мужчина одежды женской» (и такого мнения придерживался, в частности, Люба­вичский ребе).

Уверен, что, мужчины, прочтя эти строки, твёрдо решили отращивать источник благословений, заработка, а также милосердия, либо с гордостью поглаживают уже имеющуюся гус­тую бородищу. А может, с печалью теребят не слишком густую растительность на лице. Но не переживайте. Точнее, не сильно переживайте. Множество достойных людей не могли похвастаться джунглями на лице либо были вообще безбородыми. Например, знаменитый мудрец и красавец рабби Йоханан не упоминается в списке людей, чья красота была подобна красоте первого человека Адама, поскольку у него не было «великолепия лица» – бороды.

В Талмуде, в трактате «Санѓедрин» (100б) пишется: «Человек с маленькой бородой – мудрый, а человек с огромной бородищей – глупец» (впрочем, здесь речь идёт скорее о неумении и нежелании поддерживать достойный внешний вид).

Ну, и наконец, среди левитов, которым доверяли заходить в храмовую казну для того, чтобы вынести оттуда пожертвованные деньги, не было обладателей густых бород. Только негустая просвечивающая растительность – чтобы ни у кого не возникло соблазна обвинить их в утаивании в бороде монет из казны. Так что в негустой бороде есть свои преимущества

А ещё борода служила и служит отличным распознавателем «свой-чужой». Не так, конечно, как пейсы, но, начиная со средних веков, когда многие в Европе начали брить лица, нетронутая борода была достаточно чётким ответом на вопрос: «Ду бист а ид?»

И вообще… Так захотел Он, и, не брея бороду, мы просто-напросто выполняем заповедь. Получается мицва, которая всегда с тобой. Мечта, а не жизнь – ты спишь, а заповедь идёт. Хотя тут не стоит злоупотреблять. Потому что, как предупреждает старый анекдот, иногда, когда душа еврея предстаёт перед Высшим Судьёй, её спрашивают: «Еврей, еврей! Где твоя борода?!» А бывает, спрашивают: «Борода, борода! Где твой еврей?!»

Рисунки Алексея Коциевского


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №170 > ЗАЧЕМ ЕВРЕЮ БРАДОБРЕЙ?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-07-22 02:06:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA