Из истории песни «Школа Соломона Шкляра»
Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил на Большой Ва-сильковской, 10, а стриг и брил на Бибиковском бульваре, 5. Зоркий Соломон обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту было неловко слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде познакомиться с барышней для серьёзных взаимоотношений.
И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, на Большой Васильковской, 10!
В Киеве к началу 20 века существовало еще 6 подобных заведений. Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения – коротким. Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать не умел. Всё показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.
Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра 6 раз в неделю, кроме субботы.
О Соломоне слагали легенды. Как уверял герой рассказа Аркадия Аверченко «Золотые часы» Мендель Канторович, выучку у Шкляра прошли 7 девочек и 4 мальчика из семьи Канторовичей. Никто не умер, никто не стал Айседорой Дункан, но все вышли в люди. Это была не просто школа танцев, а школа жизни. Там знакомились. И если всё нравилось, засылали шадхена, но только с благословения самого Соломона, крылатым выражением которого в памяти киевлян осталось: «Оттолкнуться от печки».
Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги «на пароход» и уговорили Шкляра (которого многие последующие поколения киевлян называли и Фляром, и Пляром, и Скляром) податься за океан. Ходили слухи, что там он стал знаменитым балетмейстером, но доподлинно известно, что на корабль он ступил с одесского причала. (amnesia.pavelbers.com)
Как делали красиво в бане на Торговой
В нашем городе было немало знаменитых парикмахерских. Одно такое заведение – уже не существующая баня на Торговой, официально – банно-прачечный комбинат Облбытуправления №10. (Здание недавно снесли.) Популярностью баня пользовалась в те времена, когда горячая вода и иные роскошества у себя дома были для большинства горожан фантастикой. По выходным на Торговую, 22 устремлялся весь окрестный люд – помыться, побриться-постричься, а заодно услышать свежих новостей. Ходили семьями, со своими вениками, губками и мылом. Тот, кто обладал более высоким социальным статусом, гордо нёс в баню болгарский шампунь.
Парикмахерская при заведении славилась бюджетными ценами на стрижку. Правда, в мужском отделении мастера делали весьма ограниченное количество фасонов. Наголо, бокс и полубокс стоили от 10 до 20 копеек, «канадка» с бонусом (освежиться «Тройным» одеколоном) – 30 копеек.
Властвовал в банной парикмахерской старейший мастер, которого называли дядей Яшей. Хромой парикмахер величественно спрашивал у отца одного из авторов материала: «Как будем стричь спиногрыза, папаша?» Получив указание сделать «красиво», дядя Яша сотворял из буйных волос подростка настоящее произведение искусства. Стриг он по какому-то хитрому шаблону, который, судя по всему, навсегда засел в его голове ещё лет за тридцать до описываемых событий. А потому у всех посетителей прически выходили похожими. Но получалось всё равно красиво … все подростки Центрального района Одессы, побывав в руках у дяди Яши, могли сниматься в роли Гарри Поттера, которого тогда ещё не придумали. Впоследствии, в годы перестройки, цены чуть выросли, но стригли всё равно по-старому.
В женском отделении бани тоже была парикмахерская. Там над причёсками клиенток колдовали пергидрольные блондинки с кроваво-красным маникюром. Отсидев-отстояв потную километровую очередь, посетительницы подвергались многочасовым манипуляциям с установкой бигуди и сушкой под колоссальными стационарными электрофенами, установленными рядком вдоль стены.
Женские прически тоже походили друг на друга, будто делали их под ксерокс. Дамы старше тридцати выходили из парикмахерской со странными подобиями крепостных башен на голове… Девушки от 18 до 30 получались похожими на Любовь Орлову из фильма «Весна», а девочки-подростки – на главную героиню фильма «Девчата». (Н. Маркевич, А. Сибирцев, dumskaya.net)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.