Это история о нацизме и притесняемых евреях, о борьбе зла и добра. 1930-е годы. Вымышленная страна Томания (аллюзия на Германию). По одну сторону противостояния – угнетатели: могущественный диктатор Аденоид Хинкель (пародия на Гитлера) с войском и полицией. По другую – угнетаемые: еврейский цирюльник и его друзья-евреи, живущие в гетто. Силы явно неравные. Зло несоизмеримо сильнее, но в итоге всё-таки побеждает добро.
Это история о нацизме и притесняемых евреях, о борьбе зла и добра. 1930-е годы. Вымышленная страна Томания (аллюзия на Германию). По одну сторону противостояния – угнетатели: могущественный диктатор Аденоид Хинкель (пародия на Гитлера) с войском и полицией. По другую – угнетаемые: еврейский цирюльник и его друзья-евреи, живущие в гетто. Силы явно неравные. Зло несоизмеримо сильнее, но в итоге всё-таки побеждает добро.
Чарли Чаплин – и продюсер фильма, и сценарист, и режиссёр, и исполнитель двух главных ролей. Отстаивающий свои права еврей-цирюльник и диктатор Хинкель внешне настолько похожи, что в какой-то момент меняются местами. Хинкель отправляется в концлагерь, а цирюльника принимают за фюрера, однако на митинге он произносит пламенную речь в защиту свободы и достоинства человека.
Фильм украшен красноречивыми сценами. Отлично выглядит пародия на экзальтированную манеру Гитлера произносить речи. Хинкель размахивает руками, несёт тарабарщину, срываясь на яростный крик, периодически сменяющийся хрипами и кашлем. Он буквально пышет ненавистью и одновременно комичен. Чувствуется, что Чаплин хорошо изучил хроники с гитлеровскими речами.
Притязания Хинкеля на мировое господство прекрасно продемонстрированы в танце диктатора с воздушным шаром в виде глобуса под музыку «Лоэнгрина» Вагнера – любимого композитора фюрера. Руками и ногами Хинкель подбрасывает шар, но внезапно тот лопается, когда Аденоид считал, что уже поймал его. Примечателен и фрагмент, когда деспот взбирается на штору и заявляет, что хочет побыть один.
Министр Гарбич (от английского garbage – «мусор») – пародия на Геббельса, министр Херринг («селёдка») – на Геринга. Гарбич советует Хинкелю устраивать погромы гетто для развлечения людей: «Сначала мы избавимся от евреев, а затем займемся брюнетами».
На Херринга, словно на ёлку, Хинкель то вешает медальки, то снимает. Нацистские штурмовики изображены не только злобными, но и шутами.
Не обходится без курьёзов торжественное прибытие поезда с союзником Хинкеля – фашистом Бензино Напалони (явно узнается итальянский дуче Муссолини). Встречающие устают бегать с расстилаемым ковром. Вся встреча Хинкеля и Наполони искрится сарказмом. Оба злодея хвастливо демонстрируют друг перед другом своё превосходство, для этого каждый даже пытается сесть повыше в поднимающемся кресле. Для «полноты комплекта» ещё только Сталина рядом не хватает.
Симпатична сцена, где цирюльник бреет клиента под звуки музыки Иоганна Брамса. А его красивая соседка-еврейка Ханна обезвреживает нацистов меткими ударами сковородки. Кстати, Ханна – это имя матери Чаплина. А играет её Полетт Годдар – в то время жена Чаплина, а позднее – Эриха Марии Ремарка. (Между прочим, именно на премьере «Диктатора» Чаплин впервые публично назвал Годдар своей женой.)
Когда парикмахер воевал на фронте в Первую мировую войну, он спас жизнь раненому лётчику Шульцу. В дальнейшем Шульц стал большим нацистским чином. И уже приходит его черёд спасать жизнь цирюльнику, которого штурмовики едва не повесили посреди улицы. Вскоре Шульц отказывается следовать проводимой Хинкелем антисемитской политике и попадает в концлагерь. Сбегает оттуда, прячется в гетто, планирует заговор против Хинкеля со взрывом его дворца. Образ Шульца напоминает, что не все немцы поддерживали гитлеризм.
Комедийные приёмы и грациозные трюки сочетаются в «Великом диктаторе» с серьёзностью политической сатиры. Скромный парикмахер явно напоминает Бродягу – полюбившегося зрителям героя немых чаплиновских фильмов. Идя на свидание с Ханной, он и одевается, как Бродяга: пиджак, широкие штаны, котелок на голове, большие башмаки, тросточка… А евреи в кинокартине, по мнению кинокритика Майкла Вуда, становятся «коллективным олицетворением самого Маленького Бродяги, трогательного, хитрого и единственного нормального человека в мире безумия».
Идею снять сатирический антинацистский фильм подбросил Чаплину известный британский кинорежиссёр, еврей Александр Корда. Вероятно, идея возникла из-за внешнего сходства Бродяги и Гитлера, особенно их усов.
Во время создания фильма США и Германия ещё поддерживали дипломатические отношения, поэтому на пути его выхода в свет стояли серьёзные преграды. Историк Дон Б. Соува отмечает в своей книге «125 запрещённых фильмов», что в то время в США правила бал жёсткая цензура, многие фильмы были запрещены или урезаны. «Наехали» и на «Великого диктатора». После сообщений в американских газетах о намерении Чаплина спародировать Гитлера германские дипломаты в США стали грозить «серьёзными проблемами и осложнениями» Д. Брину, главе Администрации по контролю за соблюдением правил производства кинопродукции. Призывы не провоцировать Гитлера экранными нападками звучали от ряда политиков и цензоров США и Великобритании. Да и голливудские студии не желали терять немецкий рынок проката.
На Чаплина оказывалось мощнейшее психологическое воздействие, ему поступали даже анонимные угрозы закидать кинотеатры бомбами с удушливым газом и стрелять по экранам. Однако Чаплин был финансово независимым кинопроизводителем и сумел отстоять своё право на свободу творчества.
Это был очень сильный и достойный поступок. Чаплин понимал, что у него могут быть большие проблемы. Он нажил врагов, нацисты включили его в «чёрный еврейский список». Он сильно рисковал, вложив в эту картину около 2 млн долларов. Запрет фильма привёл бы его к банкротству. Но он, тем не менее, полагал, что при нависшей над миром угрозе просто обязан сделать такой фильм, «Гитлер должен был быть высмеян». В Америке о нацисте №1 тогда было мало информации.
Премьера «Великого диктатора» – первого полностью звукового фильма Чаплина – прошла в США в октябре 1940 года. Он быстро обрёл популярность среди американской публики и, в частности, среди еврейской общественности. В кинотеатры выстраивались очереди. В родном для Чарльза Лондоне фильм демонстрировался в декабре 1940 г., в разгар проводимых немецкой авиацией бомбардировок, и поднимал дух британцев. А вот реакции кинокритиков были весьма неоднозначны: от «шедевра сатиры» до «зачем занялся политикой».
Есть свидетельства, что фильм видел Гитлер. Интересно, что до этой картины он называл Чаплина одним из наиболее выдающихся актёров современности. А после тот стал для него… евреем и запрещённым лицом в Германии.
В СССР в период войны фильм собирались было запустить, но Сталин сказал, что у него низкие художественные качества. Вероятно, почувствовал в нём какую-то угрозу для себя. И хотя в СССР творчество Чаплина оценивалось положительно, прошло почти 50 лет после премьеры в США, прежде чем в 1989 г., к столетию со дня рождения мэтра кино, советские зрители наконец-то увидели «Великого диктатора».
Особо нужно выделить финальную речь цирюльника в статусе Хинкеля: «Я хочу всем помогать: евреям, обездоленным, чёрным, белым… В этом мире найдётся место для каждого. Наша Земля необъятна, она накормит каждого. Мы можем жить свободно и счастливо, но забыли, как это делается. Человеческие души отравлены жадностью, мир полон ненависти, которая толкает нас на кровавый путь!.. Сейчас нас слышит весь мир, миллионы отчаявшихся мужчин, женщин и детей, ставших жертвами системы, которая превращает человеческую жизнь в пытку и лишает невинных свободы… не отчаивайтесь, мы преодолеем эту жестокость, жадность и злость тех, кто боится и препятствует человеческому прогрессу. Ненависть пройдёт, диктаторов не станет, а их власть перейдёт в руки простых людей. Покуда живёт человек, свобода не умрёт!.. Тучи рассеются… мы выйдем из мрака».
Собственно, это звучит уже не речь героя фильма, а выражение собственных взглядов Чаплина. Такой серьёзный финал не соответствовал комедийному жанру фильма. Позднее Чаплин рассказывал, почему завершил кинокартину не комическим действом, а серьёзной политической речью:
«Я не мог иначе… Никаким иным способом мне не удалось бы выразить то, что накипело во мне… Я хотел вывести зрителей из состояния проклятого самодовольства. Ведь это не просто ещё одна война. Победа фашизма – это конец нашего мира…»
Своим оружием – смехом – Чаплин боролся с диктаторами, развенчивал их культ, показывал, насколько это жалкие, ничтожные особи, надутые манией величия, погрязшие в низменных желаниях и пренебрежении к человеческим жизням. А позднее написал в автобиографии:
«Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать "Диктатора", не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».
Британский биограф актёра Д. Робинсон отмечал в своей книге «Чарли Чаплин. Жизнь и творчество»: «"Великий диктатор" остаётся уникальным феноменом, эпохальным событием в истории человечества. Величайший клоун и любимец своего времени, Чаплин бросил прямой вызов человеку, принесшему зла и горя больше, чем кто-нибудь другой в современной истории».
И ещё одну вещь нельзя оставить без внимания. Вопреки распространённому мнению Чаплин не был евреем. Как раз после «Великого диктатора» его нацисты в евреи и записали. Да и вообще многие люди подумали, что создатель фильма, столь мощно выступающего против угнетения евреев, – еврей. Однако нет. Чаплин так говорил об этом: «Я не еврей, во мне нет ни капли еврейской крови. Но если бы я им был, то не подумал бы скрывать этот факт. Я бы гордился этим». Просто Чаплин отчётливо видел, что мир был охвачен звериным антисемитизмом, и не мог пройти мимо…
«Еврейская панорама», Берлин
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.