Летом 2005 г. в иерусалимском квартале Меа Шеарим запылали костры. Время от времени к ним подходили женщины и швыряли в огонь нечто, напоминающее снятый скальп бледнолицего брата. Нет, в этом районе, населённом исключительно ультра-ортодоксальными евреями, не учредили инквизицию и не сжигали ведьм. Женщины швыряли в костры свои собственные парики, купленные за немалые деньги и дотоле представлявшие собой гордость праведной еврейской женщины.
Летом 2005 г. в иерусалимском квартале Меа Шеарим запылали костры. Время от времени к ним подходили женщины и швыряли в огонь нечто, напоминающее снятый скальп бледнолицего брата. Нет, в этом районе, населённом исключительно ультра-ортодоксальными евреями, не учредили инквизицию и не сжигали ведьм. Женщины швыряли в костры свои собственные парики, купленные за немалые деньги и дотоле представлявшие собой гордость праведной еврейской женщины.
«Парикоборцы» так увлеклись сакральной войной, что не обратили ровно никакого внимания на другую войну, которая шла в том же государстве тем же летом 2005 года. В тот же самый период страна готовилась к выселению Гуш Катифа в рамках так называемого «одностороннего размежевания». В Израиле проходили многолюдные демонстрации под лозунгом «Евреи не изгоняют евреев». Но для большинства жителей Бней-Брака и Меа Шеарим драма вокруг париков была куда важнее, чем истинная трагедия людей, которые вот-вот должны были лишиться дома.
Незадолго до этих событий даян религиозного суда в Лондоне побывал в Индии. Там он обнаружил, что значительная часть сырья для париков поступает из храма, посвящённого божеству – гибриду Будды и Кришны. Адепты этой религии представали перед своим идолом с бритыми головами, поэтому преддверие храма было похоже на огромную парикмахерскую. Отрезанные волосы продавали в Китай, а оттуда они расходились по миру в виде готовых изделий или порций волосяного сырья.
Религиозные евреи не имеют права использовать предметы, предназначенные для идолопоклонства. В некоторых раввинских кругах разгорелся спор о судьбе индийских волос. Утверждалось, что если волосы срезают в качестве обряда очищения, то пользоваться ими можно, а вот если это жертвоприношение – то нельзя. При этом главы двух крупнейших хасидских дворов – Хабада и Гура – не приняли участия в дискуссии и объявили парики кошерными априори, а другие велели женщинам временно отказаться от ношения парика – до конца разбирательства.
Не дожидаясь конца дискуссии, особо рьяные дамы сожгли своё любимое украшение, а другие просто выбросили его в мусор. На улицах Бней-Брака внезапно появилось множество женщин в вязаных беретах сефардского образца. В те дни я с чувством глубокого облегчения выкинула на помойку два моих дешёвых китайских парика, заменив их на тюрбаны из шарфов, в которых хожу по сей день. Но произошло это не потому, что в парике жарко. Неудобство этого головного убора – одно из широко распространённых заблуждений. К заблуждениям мы ещё вернёмся.
Другая запомнившаяся мне история о парикоборце произошла примерно в те же времена в Бней-Браке. В городе ни с того ни с сего запылали магазины, где продавались парики и другие изделия из волос. Поджигатель пробирался к магазинам по ночам, поджигал их и оставлял на стене одну и ту же надпись: «Из-за париков не приходит Машиах!» В конце концов злокозненного фанатика поймала полиция. Его имя скрыли от широкой публики, чтобы уберечь от народного гнева жену и детей злоумышленника.
Нет другой детали традиционной еврейской одежды, которая вызывала бы столь острые споры и даже войны, как парик. Над его шёлковой, синтетической или натуральной копной поломано немало копий. Одни уверяют, что нет на свете более кошерного головного убора. Парик, дескать, скрывает все волосы женщины, все до единого, но при этом соответствует желанию женщины быть красивой.
Отвечая на вопрос верующего еврея, крупнейший галахический авторитет наших дней, рав Моше Файнштейн, писал, что не следует запрещать жене вопрошающего носить парик, ибо отказ от парика – это хумра (устрожение закона), а хумру еврей может наложить лишь на себя, но не на другого человека. Так что пусть носит на здоровье, если ей хочется. В то же время другой крупнейший галахический авторитет, рав Овадия Йосеф, глава сефардского и восточного еврейства, писал, что ношение парика однозначно запрещено, а носить следует платок, даже если из-под него видна линия роста волос и височки. По его мнению, парик не отвечает задаче скромности и делает замужнюю женщину похожей на девушку. Говорят, будто однажды он в сердцах воскликнул, что женщина, носящая парик, будет гореть в аду вместе со своим париком!
Отчего же разгорелся сыр-бор, а, точнее, костёр, в котором вместо дров горели индийские волосы?
Парик – вещь исконно-посконная. Все население Древнего Египта – мужчины, женщины, простые люди, фараоны и жрецы – брили головы и надевали парики. Знаменитый головной убор царицы Нефертити – это выкрашенный в синий цвет парик, на который водрузили диадемы и другие египетские прибамбасы. Красивые причёски жрецов со множеством косичек – тоже парики. В жарком и влажном климате Египта гораздо удобнее было мыть бритую голову и стирать парики, чем ухаживать за естественными волосами, уберегая их от третьей египетской казни – вшей. Удобство и красота фараонского парика, конечно же, обращали на себя внимание других властителей Ближнего Востока, и парик начали носить сначала в Персии, а затем в Древней Греции и Риме.
Неизвестно, когда еврейские женщины впервые надели парик. Тора говорит, что во время дознания жены, подозреваемой в супружеской измене, с её головы снимали «покрытие». Мы не знаем, каким оно было – платком, покрывалом, шарфом или париком. Однако недавно в пустыне Негев была обнаружена фигурка женщины (по-видимому, оберег) примерно пятого века до нашей эры, то есть, эпохи персидского владычества. На голове у женщины покрывало, скрывающее волосы, щеки и шею.
Мишна (древнейшая часть Талмуда, оконченная к концу второго века нашей эры) говорит, что женщина может носить тот головной убор, который принят в её местности, в том числе парик. Другой источник из Мишны обсуждает вопрос переноса парика из одного владения в другое во время Шабата. Отсюда понятно, что некоторые еврейские женщины следовали моде своей местности и носили парики, потому что так было принято. В эпоху Мишны распространился обычай полного покрытия волос замужними женщинами вне дома. Однако мудрецы отмечали, что Письменная Тора разрешает лишь частичное покрытие.
В более позднее время отношение к покрытию головы женщинами изменилось. К примеру, Рамбам (12 век) писал, что недостаточно покрывать голову только платком или париком – нужно носить «радид», шаль, покрывающую голову и всю фигуру женщины. Того же самого требует от женщин и «Шульхан Арух» – авторитетный сборник законов Торы и Талмуда (16 век). Книга «ЗоЃар», обнародованная в конце 13 века, указывает на то, что нет разницы между обнажением одного-единственного волоса и отсутствием покрытия всей головы. Именно на это соображение часто ссылаются сегодня женщины, предпочитающие парик другим головным уборам.
В конце 18 века головной убор еврейской женщины Польши и современной Беларуси представлял собой многоэтажное сооружение, состоявшее из повойника, чепца, лент, повязываемых на лоб, подушечек, закрывающих виски, платка, удерживающего вместе все детали этой сложной башни, а в зимнее время – ещё и собольей шапки для тепла. Нечего и говорить, что в 19 веке еврейки с удовольствием сняли такой громоздкий головной убор и заменили его куда более удобным париком.
Многие русские цари, стремясь к насильственной ассимиляции евреев, пытались запретить характерные черты их традиционного облика – пейсы у мужчин, вычурные головные уборы у женщин. И тут парики пришли на помощь нашим прабабушкам. Надев парик и повязав поверх него платок, еврейские женщины уже мало чем отличались от украинских и русских крестьянок, носивших платки поверх собственных волос. И до сегодняшнего дня противницы париков ссылаются на то, что их ношение в России было вынужденной мерой, принятой под давлением извне. Не случайно религиозные сионистки почти никогда не носят париков, предпочитая им более аутентичные головные уборы, часто высокие и сложные, как у их прабабушек из Польши 18 века.
Особым рвением в борьбе с еврейским этническим костюмом отличался царь Николай I. В указе от 1850 г. евреям запрещалось носить их традиционную одежду. Царь особо подчёркивал, что еврейским женщинам нельзя повязывать на лоб атласные и гарусные ленты, а также носить «ужасные парики». Проверка исполнения этого указа должна была проводиться в полицейском участке в присутствии мужа подозреваемой женщины. Однако разнообразные унтер-пришибеевы срывали с еврейских женщин платки и парики прямо на улице, на глазах у прохожих. Справедливости ради следует отметить, что парики в то время действительно были ужасны: натуральных почти не было, богатые женщины носили парики из шёлковых нитей, бедные – из льна и хлопка. Качественных средств для ухода за волосами не существовало. Парики быстро превращались в свалявшееся мочало.
Как же ответили еврейские женщины на вызов современности? Конечно, они не отказались от парика, но с течением времени он становился всё более и более натуральным и всё менее привлекающим внимание держиморд.
Исключение представляла собой лишь Литва – там многие женщины вовсе сняли головной убор в будние дни, ограничиваясь по субботам кружевным шарфом поверх собственных волос.
Кстати, парик на иврите – «пеа нохрит», что можно перевести как «чужой край». Этим словом – пеа, край – обозначаются края бороды (пейсы) и края поля, которые не следует дожинать до конца, чтобы от них могли питаться бедняки. Видимо, парик называется «пеа» по аналогии с пейсами. Но я бы перевела «пеа нохрит» всё-таки как «чужие волосы». Некоторые законоучители указывают, что парик должен быть сделан именно из чужих, а не собственных волос женщины.
И как тут не вспомнить стихи Саши Чёрного:
Лиловый лиф и жёлтый бант у бюста,
Безглазые глаза, как два пупка,
Чужие волосы к вискам прилипли густо,
И маслянисто свесились бока.
(«Пошлость»)
Судя по всему, чужие волосы – шиньоны и парики – в начале 20 века были в моде не только у евреек. Но их ношение поэт связывает с пошлостью, со стремлением быть слишком броской, носить контрастные цвета, явно выделяясь из толпы. Однако еврейских женщин это не касалось – для них парик успел стать предметом первой необходимости вне зависимости от моды.
Мода влияла лишь на дизайн парика. На фото моей прапрабабушки, сделанном в Кременчуге в 1900 году, она предстаёт перед потомками в красивом парике с причёской по тогдашней моде, с валиком надо лбом.
Бедные женщины по-прежнему не могли позволить себе красивые парики из натуральных волос. Иногда они носили харбинды – повязки на лоб, заменяющие парик. Такие повязки выглядывали из-под чепца, создавая иллюзию, будто он надет поверх парика. Харбинды делали из коричневого или чёрного атласа, к которому была пришита вертикальная белая лента, изображающая пробор. Кстати, эти проборы никуда не ушли. В наши дни они называются «скай» и подшиваются к парику, а волосы в таком случае пристрачиваются с некоторым отступом друг от друга. Другой способ изготовления харбинда – нашить искусственные волосы поверх атласной накладки.
Улан В. Крестовский, опубликовавший в 1890 году интереснейшие мемуары, рассказывает о жизни своего полка в белорусских городках Гродно и Березине. Обитали там, как вы понимаете, в основном, «жиды». Крестовский их изначально не любил. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что корчмарь Гершко, хоть и пьяница, но добряк, а его дочка Белла красавица и умница, а портной Элькес, хоть и плут, но у него отменное чувство юмора, а торговка Лейка – смешная и весёлая, хотя от неё пахнет селёдкой, а мадам Хайка – вообще прекрасная женщина. Точнее, старушка, ведь ей за пятьдесят. Хайку все уланы так любят за доброту, что привозят ей подарки – отрезы на платье и все такое, она франтиха. Но у неё нет денег на парик, и она носит под чепцом накладку, изображающую разделённые на пробор волосы. И тогда Крестовский делает Хайке роскошный подарок:
«Но более всего угодить ей довелось мне, когда однажды, согласно её заветной мечте, привёз я ей в подарок новый парик из Петербурга. До тех пор она, как добрая старозаконная еврейка, за неимением парика прятала свои седые волосы под старенькую накладку из порыжелого от лет, некогда чёрного атласа, с прошитою посередине бороздкой пробора, и поверх этой накладки напяливала тюлевый чепец с широкими бантами и пунцовыми розами. Но парик – настоящий "петерэбургхський" парик, из настоящих женских волос – это такая роскошь и такой неожиданный сюрприз, что Хайка просто глазам своим не поверила, когда я открыл перед ней парикмахерскую коробку».
Однако проходит время, и парик из дерзкого нововведения превращается в символ очень богобоязненной еврейки. И находятся те, кто пытается схитрить – скомбинировать его со своими собственными волосами. ИеЃошуа-Исроэл Зингер в романе «Братья Ашкенази» описывает, как богачка Прива заказывает для своей дочки Диночки парик, который начинается не ото лба, а чуть ли не от макушки. Надев парик на новоиспеченную мужнюю жену, Прива вытаскивает из-под него настоящие локоны Диночки. Увидев это, набожная свекровь чуть не падает в обморок. Отметим, что в наши дни подобные вольности ушли в область преданий.
А что же сефардки и еврейки Востока? Для них ещё в недавние времена, в первой половине 20 в., было характерно использование головного убора, дополненного накладными косами. Так, еврейки некоторых общин Марокко носили маленькие круглые шапочки, к которым сзади пришивалось покрывало, а по бокам – две длинные косы из шёлковых нитей – они закрывали волосы на висках. А еврейки Бухары носили головной убор под названием «кальгушак», состоявший из красиво расшитой шапочки и искусственной длинной косы, спускавшейся на спину. Неожиданно мода дополнять шапочки искусственными волосами вернулась в 2000-е годы, и в магазинах Бней-Брака можно было увидеть круглые восточные шапочки, надетые поверх париков с «лысой» макушкой.
В наше время, как уже было сказано, не утихают споры вокруг кошерности парика. Однако поборники ношения париков ссылаются на многие галахические источники от самых древних до самых современных, и они, как в известном анекдоте, таки тоже правы.
В Израиле парики делают не только для ультра-ортодоксальных евреек. У нас в стране высок процент выздоравливающих от рака. После химиотерапии и светские женщины какое-то время носят парики, поэтому рынок потребления этого модного аксессуара достаточно широк.
Но, к счастью или к сожалению, большая часть светских женщин с париком не знакома, и поэтому в народе ходят самые разные легенды и заблуждения о париках.
Парики носят на бритую голову.
Ничего подобного! Одна из частей парика – гребень, который втыкается в волосы женщины надо лбом, для чего их удобно зачёсывать назад, собирать в пучок или в «хвост». Нечего и говорить, что у многих женщин под париком длинные волосы. Иногда пучок даже приподнимает парик сзади, так он велик. Но некоторые дамы делают и короткую стрижку, причем стараются, чтобы она повторяла дизайн парика. Вообще, бритьё головы сегодня – локальный обычай хасидок Сатмара и некоторых других дворов. Однако на бритой голове они носят гладкие платки, иногда шёлковые и довольно яркие, иногда – чёрные.
В парике жарко.
Нет, жарко в своих собственных волосах, если на них надет платок или шляпа. А вот если коротко подстричься и натянуть парик, то кожа головы прекрасно дышит. Ведь волосы парика нашиваются на сеточку, и хороший парик сегодня – не лохматый. Он должен быть тонким и лёгким, но при этом полностью закрывать «живые» волосы.
Женщины под париками лысеют.
Я много лет пользовалась услугами одной и той же мастерицы. Она трудилась в Бней-Браке – подстригала женщин, в том числе светских, в том числе по последней моде и, кроме того, мыла и укладывала парики. Так вот, по её свидетельству, состояние волос зависит только от одного фактора – здоровья. Если женщина теряет волосы, ей надо сходить к врачу. Дело тут в нехватке витаминов, а парик не виноват. Волосы теряют и те, кто вовсе не носит головного убора.
Парик – это удобно. Надела и пошла.
Конечно, если он уложен и ждёт тебя, ты можешь просто надеть его и отправиться в пир, мир и добрые люди. Но ведь его нужно мыть и укладывать, а это делают специалистки-мастерицы. Уход за париком – лишняя статья расходов. В стиральную машину его, в отличие от шарфа, не бросишь. Поэтому во время эпопеи по сжиганию париков я с удовольствием выбросила свои.
Хороший парик начинается с тысячи долларов.
В общем, это так. Но человеческая мысль не стоит на месте. Время от времени появляются изделия вроде знаменитых wonderwigs, из искусственных волос. Стоят такие парики очень дёшево, выглядят иной раз просто изумительно. Но они не могут пережить многочисленные стирки, поэтому их век недолог.
Каким будет парик будущего? Вероятно, человечество изобретёт синтетические волосы, которые будут легче и экологичнее натуральных. Быть может, трудоёмкий процесс пришивания волос на сеточку будет заменен чем-то стремительным, вроде распечатывания париков на 3D-принтере. Ясно одно – парик останется с нами на долгие времена. Вот во Франции запретили ношение женщинами головного убора, дабы мусульманки не надевали хиджабы (бороться с женщинами легче, чем с террористами). И, хотя еврейки Франции, в основном, вышли из Туниса, Алжира и Марокко, и рав Овадия Йосеф для них – безусловный авторитет, парики придётся носить и им. А если так, чужие волосы продолжат свою карьеру в еврейском мире.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.